ДРСМД и ДСНВ-3: неблаговидная игра США с негативными последствиями

Судя по заявлениям американских официальных лиц, Соединенные Штаты ведут деструктивную линию не только в отношении ДРСМД, но и ДСНВ-3.
За последние несколько лет американская сторона около 30 раз обсуждала эту проблематику на встречах с российскими дипломатическими представителями, где она сначала с помощью этого бессрочного договора пыталась необоснованно добиться от Москвы снятия с вооружения оперативно-тактической ракеты «Р-500» и двух МБР «Тополь-М» и «Рубеж», которые никак не подпадали под пространственные ограничения этого договора, зафиксировавший минимальную и максимальную дальность полета ракет меньшей и средней дальности от 500 до 5500 км.
 
В последнее время в Вашингтоне стали выдвигать аналогичные требования и к новейшей российской разработке – ракетному комплексу «Авангард» с ракетой, оснащенной планирующим крылатым блоком, а также к крылатой ракете под индексом 9М729, которая не может быть ограничена указанным договором: Государственный департамент призвал Россию отказаться от нее ракеты или модифицировать дальность ее полета таким образом, чтобы она не нарушала ДРСМД. Но эта ракета также не подпадает по ограничения этого договора, о чем американская сторона уже была обстоятельно проинформирована.
Странное впечатление производит и оглашенный ультиматум государственного секретаря США Майка Помпео, который пригрозил, что если в течение двух месяцев Москва не станет выполнять договор 1987 года, то Вашингтон прекратит придерживаться его обязательств. Подобный ультиматум-уведомление является странным, так как статья XV договора предписывает, что любой его участник, решивший выйти из него, должен уведомить другую договаривающуюся сторону «за шесть месяцев» до такого фактического выхода, а не за два.
 
Следует особо отметить, что начиная с июня 2012 года, когда американские законодатели стали напирать на тематику «несоблюдения» ДРСМД российской стороной, Вашингтон до сих пор так и не представил Москве и своим союзникам по трансатлантическому альянсу никаких убедительных доказательств ее «нарушений» названного договора. 
В то же самое время у российской стороны давно были и до сих пор имеются гораздо больше оснований для предъявления Вашингтону обоснованных претензий по поводу его реального нарушения. В изданной на английском языке в начале этого года в России Белой книге «Перспективы Договора о ликвидации РСМД 1987 года» впервые была названа цифра таких нарушений американской стороной: 92. Важно уточнить: здесь не учитываются испытания, проводимые с целью проверки точности перехвата американских ЗРК «Пэтриот».
К настоящему же времени общее количество подобных нарушений американской стороной ДРСМД за последние 17 лет  уже достигло 95.
Последнее испытание из этой серии было проведено в Тихом океане 26 октября этого года, когда средствами ПРО ВМС США была успешно перехвачена ракета средней дальности. Все подобные данные приведены в открытых для всеобщего обозрения пресс-релизах Управления по ПРО Пентагона, которое с 2001 года регулярно проводит испытания ударных ракет-перехватчиков стратегической системы ПРО, в ходе которых в качестве ракет-мишеней используются баллистические и крылатые ракеты средней и меньшей дальности, запрещенные ДРСМД.
Такие тестирования эффективности противоракетного «щита» в Соединенных Штатах будут продолжены, а, стало быть, будут продолжаться и фактические нарушения ими договора 1987 года.
 
Но, имея в собственном списке нарушений этого договора их столь значительное количество, американская сторона тем временем продолжает упорно вводить в заблуждение своих союзников по Североатлантическому союзу, да и все мировое сообщество в целом. И параллельно ведет дело к уничтожению ДРСМД, но всю вину за это пытается свалить на Россию.
Вашингтон должен дать прямой и честный ответ и Москве, и своим партнерам по НАТО на следующие вопросы: уничтожили ли США или нет все 846 баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности по условиям ДРСМД; а если они действительно ликвидировали их в полном объеме, то не создали ли новые ракеты этих двух классов?
Представляется, что помимо этого Вашингтон хочет разорвать с Москвой не только договор 1987 года, но и другой важнейший двусторонний договор – ДСНВ-3, срок действия которого заканчивается в феврале 2021 года.
 
Администрация президента Дональда Трампа имеет по нему различные суждения. Лично он считает, что этот договор мешает Соединенным Штатам модернизировать стратегические наступательные ядерные вооружения и создавать ему новую стратегическую ядерную триаду. Поддерживая президента, сенатор-республиканец Том Коттон и конгрессмен от Республиканской партии Лиз Чейни внесли законопроект, который ограничивает продление этого договора после 2021 года еще на пять лет, как это раньше предлагалось в период президентства Барака Обамы.
 
Вашингтон явно готовит почву для развала ДСНВ-3. В особенности, если учесть заявление главы Объединенного комитета начальников штабов США генерала Джозефа Данфорда, по словам которого из-за того, что Москва не соблюдала ДРСМД, продление ДСНВ-3 будет поставлено под вопрос.
Но с другой стороны, дифирамбы в адрес ДСНВ-3 недавно пропела официальный представитель государственного департамента Хизер Науэрт, которая отметила, что этот договор делает отношения с Россией более стабильными, а также улучшает безопасность США и их союзников.
Налицо явный разнобой.
 
Таким образом, в подходах американской стороны видны явные противоречия и к этому договорному акту, определившему потолки по 1550 ядерных боезарядов и по 800 оперативно развернутых и оперативно неразвернутых носителей стратегического назначения для каждой стороны.
Тем временем, необходимо учитывать, что с целью выхода на установленные ДСНВ-3 количественные параметры американская сторона на протяжении двух лет осуществляла переоборудование части своих СНВ (по 4 пусковые установки на каждой из 14 ПЛАРБ проекта «Огайо» и 41 тяжелых бомбардировщика «В-52Н») и в одностороннем порядке исключила их из учета по названному договору. Это дает им возможность в кратчайшие сроки нарастить потенциал своих стратегических ядерных сил и увеличить количество боезарядов более чем на 1200 единиц.
 
Короче говоря, в отношении ДРСМД и ДСНВ-3 США ведут  неблаговидную игру с весьма негативными последствиями.
Россия не исключает возможности обсуждения условий для продления ДСНВ-3 еще на пять лет, то есть до 2026 года. Но именно «условий для продления», а не возможность автоматического продления этого договора, да еще любой ценой.
 
Представляется, что принятие решения о его пролонгации будет зависеть не только от полного и скрупулезного выполнения Вашингтоном ДРСМД.
С учетом признаваемой Соединенными Штатами органической взаимосвязи между стратегическими наступательными ядерными вооружениями и стратегическими оборонительными системами, а также принимая во внимание ряд иных видов вооружений, оказывающих непосредственное воздействие на глобальную стратегическую стабильность вряд ли будет правильным игнорировать еще четыре объективных фактора в данном контексте, а именно:
- размещение средств передового базирования США и их союзников по НАТО у рубежей Российской Федерации в виде американских баз ПРО и складов с тактическим ядерным оружием;
- появление новых авиационных средств его доставки, в том числе для усиления операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в небе трех государств Балтии, в которой уже 14 лет используются самолеты двойного назначения;
- наращивание сил общего назначения с тяжелыми видами вооружений практически по всей Европе, но в особенности в ее северной, восточной и южной части;
- а также неуклонное движение Пентагона к размещению ударных вооружений в космическом пространстве.
 
Немаловажно заметить, что все это нанизывается на действующую ядерную стратегию США, предусматривающую нанесение первого ядерного удара по целой группе государств.
Все это далеко не праздные обстоятельства.
К сожалению, Вашингтон не ответил на соответствующие предложения России, касающиеся урегулирования вопросов, связанных в ДРСМД и ДСНВ-3, которые были ему переданы ранее. 
США должны полностью выполнять ДРСМД и ДСНВ-3 безо всяких предварительных условий и ультиматумов на основе основополагающего принципа, существующего с незапамятных времен: в латинице «pacta sunt servanda» («договоры должны соблюдаться»). А не выползать из них под надуманными предлогами и не назначать вместо себя виновных в их «несоблюдении».
 
Владимир Козин – ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России, профессор РАВН.
 

Постоянная ссылка: http://eurasian-defence.ru/node/42983

 
12.12.2018
  • Экспертное мнение
  • Военно-политическая
  • Вооружения и военная техника
  • Ракетные войска стратегического назначения
  • Войска воздушно-космической обороны
  • Россия
  • США
  • Глобально
  • Новейшее время