Механизмы поддержки малого бизнеса в ВПК: опыт США

По мере консолидации ВПК США и формирования крупных оборонных холдингов (подробнее см. материал "Консолидация ВПК США: роль гособоронзаказа"), сокращается конкуренция при размещении гособоронзаказа во всех секторах оборонного рынка США (см. Таблицу 1), усиливается переговорная позиция генеральных подрядчиков (prime contractors). Это может приводить к негативным последствиям, в том числе к монополистическим сговорам и завышению стоимости оборонных контрактов, замедлению инновационной активности.

Таблица 1

Количество генеральных подрядчиков в отдельных секторах оборонного рынка США

Сектор

1990 г.

1998 г.

Тактические ракеты

13

Boeing

Ford Aerospace

General Dynamics

Hughes

Lockheed

Loral

LTV

Martin Marietta

McDonnell Douglas

Northrop

Raytheon

Rockwell

Texas Instruments

4

Boeing

Lockheed Martin

Northrop Grumman

Raytheon

Летательные аппараты с неподвижным крылом

8

Boeing

General Dynamics

Grumman

Lockheed

LTV-Aircraft

McDonnell Douglas

Northrop

Rockwell

3

Boeing

Lockheed Martin

Northrop Grumman

Ракета-носитель

6

Boeing

General Dynamics

Lockheed

Martin Marietta

McDonnell Douglas

Rockwell

2

Boeing

Lockheed Martin

Спутники

8

Boeing

General Electric

Hughes

Lockheed

Loral

Martin Marietta

TRW

Rockwell

5

Boeing

Lockheed Martin

Hughes

Loral Space Systems

TRW

Надводные корабли

8

Avondale Industries

Bath Iron Works

Bethlehem Steel

Ingalls Shipbuilding

NASSCO

Newport News Shipbuilding

Tacoma

Tampa

5

Avondale Industries

General Dynamics

(Bath Iron Works)

Ingalls Shipbuilding

NASSCO

Newport News Shipbuilding

Тактические колесные транспортные средства

6

AM General

Harsco (BMY)

GM Canada

Oskosh

Stewart & Stevenson

Teledyne Cont. Motors

4

AM General

GM Canada

Oskosh

Stewart & Stevenson

Гусеничные боевые машины

3

FMC

General Dynamics

Harsco (BMY)

2

General Dynamics

United Defense LP

Стратегические ракеты

3

Boeing

Lockheed

Martin Marietta

2

Boeing

Lockheed Martin

Торпеды

3

Alliant Tech Systems

Hughes

Westinghouse

2

Northrop Grumman

Raytheon

Винтокрылые летательные аппараты

4

Bell Helicopters

Boeing

McDonnell Douglas

Sikorsky

3

Bell Helicopters

Boeing

Sikorsky

Источник: General Accounting Office (GAO), Defense Industry Consolidation and Options for Preserving Competition, GAO/NSIAD-98-141, April 1998.  - http://www.gao.gov/archive/1998/ns98141.pdf

 

В этой связи в США традиционно много исследований проводится о роли малого бизнеса в оборонной сфере[1]. Делается попытка понять, почему сокращается роль малого бизнеса в оборонных контрактах, к каким возможным негативным последствиям это приводит.

 

Организационная и законодательная основа поддержки малого бизнеса

В структуре Министерства обороны США долгие годы функционирует Управление программ малого бизнеса (Office of Small Business Programs)[2], находящееся в ведении заместителя министра обороны по вопросам оборонных закупок, технологий и логистики (Under-Secretary of Defense Acquisition, Technology & Logistics). Помимо этого, Управления программ малого бизнеса функционируют в составе Армии США, ВМФ и ВВС США, а также в основных оборонных агентствах США, в т.ч. в Агентстве США по противоракетной обороне[3].

Поддержка малого бизнеса в ВПК США имеет длительную историю и осуществляется преимущественно в контексте регулирования федеральных закупок США, осуществляемых всеми федеральными министерствами и ведомствами (см. табл. 2). Стоит отметить, что Министерство обороны играет решающую роль в федеральных закупках, ведь на него приходится около 2/3 их совокупного объема.

Таблица 2

Хронология инициатив исполнительной, законодательной и судебной власти США по поддержке малого бизнеса в ВПК

1890

Антитрестовский Акт Шермана, расцениваемый многими как первый федеральный законодательный акт по поддержке малого бизнеса

1932

Создание Реконструктивной финансовой корпорации (Reconstruction Finance Corporation) для привлечения займов для бизнеса, крупного или малого, пострадавшего от Великой Депрессии

1942

Создание Корпорации малых военных заводов (Smaller War Plants Corporation) для поддержки малого бизнеса в оборонных закупках

1947

Конгресс выступает за то, чтобы малый бизнес получал "справедливую долю" в правительственных закупках и продаже имущества

1953

Конгресс принимает Акт о малом бизнесе (Small Business Act), согласно которому создана Администрация малого бизнеса США

1961

Министерство обороны США приказало увеличить долю малого бизнеса в оборонных контрактах, установлены соответствующие целевые показатели и квоты

1967

На основе раздела 8 (а) Акта о малом бизнесе Министерство обороны развивает бизнесы, владельцами которых являются нац. меньшинства

1978

Конгресс потребовал докладывать о доли федеральных контрактов, которые получает малый бизнес

1979

Исполнительный указ 12138 администрации Картера предписывает федеральным агентствам осуществлять позитивную дискриминацию в отношению малых бизнесов, которыми владеют женщины.

1982

Принят Акт об инновациях и исследованиях малого бизнеса (Small Business Innovation and Research Act)

1988

Конгресс принимает Акт о Реформе по развитию возможностей бизнеса (Business Opportunity Development Reform Act, Public Law 100-656), который вносит поправки в Акт о малом бизнесе и устанавливает целевой показатель для малого бизнеса в 20% от федеральных генеральных подрядов, для малого бизнеса терпящих лишение (disadvantaged[4]) в 5% от федеральных генеральных подрядов и 5% субподрядов. Конгресс также принимает Акт о бизнесах, управляемых женщинами (Women’s Business Ownership Act, Public Law 100-533), согласно которому федеральным агентствам предписывается увеличивать долю женского бизнеса в федеральных генеральных подрядах и субподрядах

1994

Согласно разделу 7106[a] Public Law 103-355 Конгресс устанавливает целевой показатель для малого женского бизнеса в 5% от федеральных генеральных подрядов и 5% субподрядов

1995

Верховный суд США в деле Адаранд против Пека объявил, что факты расовых преференций в сфере малого бизнеса должны подвергаться тщательной проверке

1997

Обновленный Акт о малом бизнесе (Public Law 105-135) устанавливает ограничения на подписание связанных контрактов, увеличивает целевой показатель по генеральным подрядам для малого бизнеса до 23% и создает программу HUBZone[5], для которой устанавливается целевой показатель в 1% от генеральных подрядов (в 2003 финансовом году увеличенный до 3%)

1999

Конгресс принимает Акт о предпринимательстве инвалидов войны и развитии малого бизнеса (Veteran Entrepreneurship and Small Business Development Act, Public Law 106-50), который устанавливает целевой показатель в 3% для генеральных подрядчиков и в 3% для субподрядчиков для малых бизнесов, управляемых нетрудоспособными инвалидами войны

2002

В Конгрессе США раздаются призывы увеличить целевой показатель генеральных подрядов для малого бизнеса до 30%

Источник: Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published in 2011 by the RAND Corporation. - p. 47.

 

Как видно из таблицы 2, решающие шаги в деле поддержки малого бизнеса были сделаны в 1988 г., когда был установлен целевой показатель малого бизнеса в качестве генеральных подрядчиков по государственному заказу в 20%, и в 1997 г., когда данный показатель увеличился до 23%. В настоящее время существует целая система квот для проведения позитивной дискриминации в отношении различных категорий малого бизнеса (см. табл. 3). Министерство обороны США также пытается довести долю малого бизнеса среди субподрядчиков до 37,2%[6].

Таблица 3

Законодательно установленные квоты в области федерального государственного заказа США

Категория

Генеральный подрядчик (%)

Субподрядчик
(%)

Малый бизнес

23

-

Малый бизнес лиц, терпящих лишение (нац.меньшинства)

5

5

Малый женский бизнес

5

5

Малый бизнес в исторически неразвитых зонах (HUBZones)

3

-

Малый бизнес нетрудоспособных инвалидов войны

3

3

Источник: Small Business Administration, Office of Government Contracting (SBA Office of Government Contracting), Goaling Guidelines for the Small Business Preference Programs for Prime and Subcontract Federal Procurement Goals & Achievements, July 3, 2003.

 

Стоит отметить, что на практике достаточно сложно отследить достижение данного показателя хотя бы потому, что понятие малого бизнеса в США сильно отличается от отрасли к отрасли. Администрацией малого бизнеса США установлены разные критерии для около 1200 различных отраслей. Критерием может являться как количество занятых (от 100 до 1500 в зависимости от отрасли[7]), что характерно для товарного производства, так и показатели выручки (от 750 тыс. долл. США до 35,5 млн. долл. США) для отраслей сферы услуг.

Как правило, многие ведущие частные подрядчики Пентагона имеют квоты на закупки для фирм, которыми владеют национальные меньшинства. Данные практики сертифицируются Советом по развитию поставок от национальных меньшинств (National Minority Supplier Development Council, Inc.) и могут использоваться компаниями в рекламных целях. Однако добровольное установление квот на закупки у малых компаний зачастую противоречит бизнес- логике, поскольку не позволяет выстраивать долгосрочные преференциальные отношения с избранными поставщиками.

 

Программы поддержки малого бизнеса в Министерстве обороны США

Помимо установления целого ряда квот для различных категорий малого бизнеса при размещении государственного заказа, Министерство обороны США реализует следующие основные программы по поддержке малого бизнеса, предусматривающие государственное финансирование:

  • "Программа Ментор-Протеже" (Mentor-Protégé Program, MPP). Запущена Министерством обороны в пилотном режиме в 1991 г. В рамках данной программы малый бизнес подписывает индивидуальные консультационные соглашения с крупными оборонными компаниями, которые позволяют стать генеральным подрядчиком в рамках гособоронзаказа. В последние годы сформировался целый ряд партнерств "ментор-протеже" в сфере защиты от коррозии металлов, информационных технологий, робототехники, монтажных плат, RFID-технологий, технологий безопасности. Примером успешной работы в рамках данной программы является взаимодействие между компаниями Northrop Grumman (ментор) и Strategic Resources, Inc. (протеже) при поддержке Управления военных информационных систем (Defense Information Systems Agency, DISA) Министерства обороны США. Ментор оказывает помощь протеже посредством передачи ряда технологий и ноу-хау, что повышает производственный и научно-технический потенциал компании-протеже[8].
  • Программа Инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research, SBIR) и Программа трансфера технологий для малого бизнеса (Small Business Technology Transfer, STTR). Программа SBIR включает внебюджетные средства объемом 2,5% от общих исследовательских бюджетов всех федеральных агентств, из которых более половины средств направляется в малые бизнесы с численностью персонала менее 25 человек, а треть средств - в бизнесы с численностью персонала менее 10 человек. Функционирующая с 1992 г. программа STTR предполагает проведение совместных исследований малого бизнеса в партнерстве с некоммерческими исследовательскими институтами (например, Университетами). Участие компаний малого бизнеса происходит в этих программах на трех этапах: исследования, разработка и коммерциализация. Традиционно около 15% проектов в рамках программ SBIR и STTR приходится на первый этап, примерно 50% проектов первого этапа в дальнейшем получают финансирование в рамках второго этапа. Примером успешного применения программы SBIR является, например, проект модернизации силами малого бизнеса гидроакустических комплексов ВМС США US Navy SBIR – ARCI (Acoustical Rapid COTS-Insertion – ускоренная программа модернизации гидроакустической техники ВМС за счет внедрения информационных технологий гражданского назначения)[9].
  • Поощрение индейцев (Indian Incentive Program, IIP). При выполнении субподрядов организациями, принадлежащими коренному населению США (индейцы, алеуты, эскимосы, жители Гавайских островов), генеральному подрядчику выплачивает из государственного бюджета премия в 5% от стоимости работ, выполненных в рамках данного субподряда. Отмечается, что коренное население США имеет длительную историю патриотического служения Армии США.  Данная программа способствует повышению благосостояния коренного населения США, которое осуществляет поставки для нужд Министерства обороны США.

 

Доля малого бизнеса в американском гособоронзаказе

Совокупная доля малого бизнеса в генподрядах Министерства обороны США не достигает целевого показателя в 23%(см. рис. 1).

Рисунок 1

Доля малого бизнеса в генподрядах Министерства обороны США

Источник: Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published in 2011 by the RAND Corporation. - p.10.

 

При этом по различным видам товаров и услуг ситуация отличается кардинально. Например, доля малого бизнеса в военном строительстве, услугах по ремонту и техническому обслуживанию, жилищном строительстве чрезвычайно высока. Напротив, в НИОКР и закупках вооружений доля малого бизнеса существенно ниже (см. рис 2).

Рисунок 2

Доля малого бизнеса в генподрядах Министерства обороны США

Источник: Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published in 2011 by the RAND Corporation. - p.28.

 

Среди субподрядчиков доля малого бизнеса существенно больше, превышает целевой показатель Минобороны в 32,7% (см. рис. 3). Однако данные расчеты учитывают только контракты не менее 0,5 млн. долл. США.

Рисунок 3

Доля малого бизнеса в субподрядах Министерства обороны США

Источник: Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published in 2011 by the RAND Corporation. - p.11.

 

К направлениям дальнейшего развития малого бизнеса в системе гособоронзаказа США относится формирование нишевых субподрядчиков из числа компаний малого бизнеса, дальнейшее постепенное увеличение доли малого бизнеса в субподрядах по гособоронзаказу, а также анализ лучших практик частных компаний (например, Boeing) и внедрение их в государственный сектор.

 

* * *

Как представляется, после сложного периода смены собственников предприятий ВПК 1990-х гг., периода консолидации оборонного бизнеса России в рамках крупных государственных холдингов, наступает период поступательного развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Важным условием стимулирования инновационных процессов в ВПК является создание механизмов конкуренции, ключевую роль в развитии которых как раз и играет малый бизнес. Формирование механизмов поддержки малого, в т.ч. инновационного бизнеса, - это один из приоритетов развития отечественного ВПК на современном этапе.

Дегтерев Д.А., Дегтерева Е.А.


[1] См. например, Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published 2011 by the RAND Corporation; The Department of Defense and Its Use of Small Businesses: An Economic and Industry Analysis, Elaine Reardon and Nancy Moore, DB-478-OSD, 2005; Evaluation and Recommendations for Improvement of the Department of Defense Small Business Innovation Research (SBIR) Program, Bruce Held, Thomas Edison, Shari Lawrence Pfleeger, Philip S. Antуn, and John Clancy, DB-490-OSD, 2006; The Utilization of Women-Owned Small Businesses in Federal Contracting, Elaine Reardon, Nancy Nicosia, and Nancy Y. Moore, TR-442-SBA, 2007; Estimating the Cost of Administering the Department of Defense Small Business Innovation Research (SBIR) Program, Somi Seong, Kenneth Horn, and Bruce Held, OP-208-OSD, 2008; Enhancing Small-Business Opportunities in the DoD, Nancy Y. Moore, Clifford; Grammich, Julie DaVanzo, Bruce Held, John Coombs, and Judith D. Mele,TR-601-OSD, 2008; Exploring Reasons for Decreasing Numbers of Small-Business Contract Actions in the DoD, Nancy Y. Moore, Clifford A. Grammich, and Judith D. Mele, MG-904-OSD, 2011.

[2] См. http://www.acq.osd.mil/osbp - официальный портал Управления программ малого бизнеса Министерства обороны США

[3] http://www.mda.mil/business/smallbus_programs.html - официальный сайт Управления программ малого бизнеса Агентства США по противоракетной обороне.

[4] К категории disadvantaged small business (малый бизнес лиц, терпящих лишение) относится бизнес афроамериканцев, латиноамериканцев, индейцев, азиато-американцев стоимостью не более 250 тыс. долл. США (для первоначальной заявки) и не более 750 тыс. долл. США для продолжающихся программ поддержки. Подробнее см. Clifford A. Grammich, Thomas Edison, Nancy Y. Moore, Edward G. Keating, 2011. Small Business and Defense Acquisitions. Prepared for the Office of the Secretary of Defense. Published in 2011 by the RAND Corporation. - p. 47

[5] К HUBZone (Historically Underutilized Business Zones - исторически неразвитые бизнес-зоны) относятся (по состоянию на 1 января 2013 г.) 13635 переписных района США, 480 округов, не имеющих статуса города, 127 подлежащих закрытию военных баз, 819 индейских территорий. Подробнее см. http://www.sba.gov/content/hubzone-maps

[6] Department of Defense, Office of Small Business Programs, Program Goals and Statistics, February 23, 2009. - http://www.acq.osd.mil/osbp/statistics/goals.htm

[7] Например, в авиастроение данный показатель составляет 1500 человек

[8] Государственная политика США в отношении предпринимательства и малого бизнеса. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2004. - http://www.smb.ru/analitics.html?id=gp_usa

[9] Курышев В.Е. Хождение по мукам инноваций. Участие малого бизнеса в выполнении гособоронзаказа // Независимое военное обозрение, 21/09/2012. - http://nvo.ng.ru/armament/2012-09-21/10_innovacii.htm

 

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • США