В США будут созданы космические войска. Космический беспилотный аппарат Х-37В

18 июня президент Дональд Трамп дал указание Пентагону создать космические войска в качестве полноценного, шестого по счёту вида вооружённых сил страны. Ранее, выступая в марте этого года на базе ВВС «Мирамар» в Калифорнии, он объявил, что в новой национальной космической стратегии околоземное пространство признаётся «зоной боевых действий».
 
«Мы должны доминировать в космосе», – заявил в понедельник Дональд Трамп, обращаясь к воссозданному национальному космическому совету, призванному определять американскую долгосрочную политику во Вселенной. Таким образом, он повторил формулировку своего предшественника Барака Обамы о необходимости обеспечения американского превосходства в названной сфере, усилив её замечанием, что для этого недостаточно просто сохранять своё присутствие в ней. Для США также нежелательно, подчеркнул он, чтобы лидерами в космосе были Россия или КНР.
 
Американские эксперты по космической политике США выражают скепсис относительно возможности быстрого создания нового вида вооружённых сил страны («не раньше чем через 4–5 лет»), так как для этого потребуются значительные финансовые средства и существенные организационно-структурные изменения. При этом руководство вашингтонского Центра стратегических и международных исследований считает, что определённые ассигнования на эти цели будут предусмотрены уже в проекте военного бюджета страны на 2019 финансовый год.
 
Что касается организационно-структурных изменений, то Пентагону предстоит объединить под одной крышей разрозненные и функционально отличающиеся друг от друга профильные командные центры, существующие в различных видах вооружённых сил.
 
Так, в структуре ВМС имеется собственное командование космических сил и военно-морских операций, расположенное в Сан-Диего (штат Калифорния). Сухопутные силы располагают командованием космических сил и противоракетной обороны, действующим в Хантсвилле (штат Алабама). Самым же крупным звеном в этой схеме является космическое командование ВВС, размещённое на военно-воздушной базе «Петерсон» (штат Колорадо). Следует отметить, что именно американские ВВС в процессе обсуждения идеи о создании космических сил наиболее твёрдо сопротивлялись этим планам, лишающим их контроля над космическими средствами. А это и запуски космических аппаратов военного назначения, и их мониторинг на околоземных орбитах, и вся иная широко разветвлённая инфраструктура.
 
Даже шеф Пентагона Джеймс Мэттис ещё в июле прошлого года высказывался против создания единой общенациональной космической силовой структуры, а представители Белого дома на условиях анонимности называли осуществление этого предложения «преждевременным».
 
Тем не менее в начале марта текущего года министерство обороны США направило в конгресс специальный доклад объёмом в 21 страницу о структуре будущих космических войск. В нём говорится о том, как наилучшим образом создать объединённые космические силы страны, включая те, которые рассредоточены по многим зонам и нескольким региональным боевым командованиям. В представленном документе также отмечается необходимость обеспечения ударной мощи, жизнеспособности и быстрой адаптации «шестой силы» к меняющейся обстановке за счёт усовершенствования как её оборонительного, так и наступательного потенциалов.
 
Пентагон намеревается разместить на околоземных орбитах ударные вооружения класса «космос–космос» и «космос–поверхность», в том числе с использованием специальных платформ с длительными сроками нахождения в космическом пространстве
 
Сообщается, что один из заместителей министра обороны уже к началу августа текущего года должен представить в комитеты конгресса, курирующие проблематику вооружённых сил, доклад «об организационно-управленческих структурах космических компонентов, обеспечивающих национальную безопасность». А к концу декабря 2018 года ему поручено направить в конгресс полный доклад по данному вопросу с тем, чтобы в 2019 году приступить к непосредственному созданию новых космических войск.
 
Специалисты Пентагона также обращают внимание на то, что в данном случае необходимо учитывать военную командно-управленческую структуру стратегического уровня, сложившуюся в стране, в которой существуют два типа командований. Это географические командования, отвечающие за ведение боевых действий в шести регионах земного шара (например, Индо-Тихоокеанское), и функциональные командования, которым предписано осуществлять силовые акции в глобальном измерении (например, Стратегическое командование), в том числе в регионах, где «зона ответственности» зачастую перекрывается несколькими географическими командованиями.
 
По этим причинам военные разработчики будущих космических сил пытаются разрешить дилемму: то ли они будут управляться собственным командованием, то ли пользоваться статусом «полусамостоятельного» командования, подчинённого, например, Стратегическому командованию. Тем более что в 2002 году в рамках Стратегического командования было создано Совместное функционально-компонентное командование космических операций и глобальных ударов. В июле 2006 года оно было разделено на два функциональных командования по видам ведения названных операций. С 2016 года Совместное функционально-компонентное командование космических операций отвечает за проведение военных операций в космосе.
Новая космическая политика Соединённых Штатов одновременно предписывает министерству торговли обеспечивать базовый уровень уведомления о космической обстановке в интересах использования околоземного пространства государственными и частными коммерческими структурами, опираясь на каталог космических объектов, составленный министерством обороны. Министерство торговли также будет оповещать о перемещении космического мусора и угрозах его столкновения с находящимися на околоземных орбитах аппаратами. Такое перераспределение обязанностей позволит Пентагону сконцентрировать больше внимания на задаче ведения боевых действий в этой среде и защиты американских космических объектов различного предназначения от враждебных актов других государств.
 
Вполне очевидно, что Вашингтон готовится собрать в единый кулак все свои космические силы и средства, которые пока рассредоточены в военно-воздушных, военно-морских и сухопутных силах. Пентагон намеревается разместить на околоземных орбитах ударные вооружения класса «космос–космос» и «космос–поверхность», в том числе с использованием специальных платформ с длительными сроками нахождения в космическом пространстве. Существуют планы по развёртыванию в нём и ударных противоракетных систем.
Что же касается России и КНР, упомянутых нынешним американским президентом в определённом контексте, то их линия в космическом пространстве выстраивается на принципиально иной основе. Москва и Пекин неизменно рассматривали и по-прежнему рассматривают космос как общее наследие человечества, который должен быть использован в мирных целях, а не как «зона боевых действий» или как арена для ведения «звёздных войн».
 
Об этом говорят свыше 20 инициатив, выдвинутых СССР и затем Россией, а также совместно нашей страной и КНР. Все подобные предложения получили широкую международную поддержку, о чём свидетельствуют итоги голосования по соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН по космической проблематике.
Лишь небольшая группа стран во главе с США выступает против реализации мирных космических инициатив. А теперь США уже открыто заявили о намерение создать космические войска с приданием им ударных функций. В этой связи нетрудно сделать вывод, что действия США, направленные на милитаризацию космоса, будут иметь негативные последствия для международного мира и безопасности.
 
Владимир КОЗИН, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД РФ
 
Постоянная ссылка: http://eurasian-defence.ru/node/41756
22.06.2018
  • Аналитика
  • Военно-политическая
  • Вооружения и военная техника
  • США