Вновь искажение ядерной доктрины России

 
В. П. Козин – ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, профессор Академии военных наук России
 
13 июня 2018 года газета «Вашингтон пост» опубликовала авторский материал Пауля Сонне, посвященный потенциальному применению Соединенными Штатами ядерных боезарядов «малой мощности», которые будут установлены на их перспективные ядерные авиабомбы «В-61-12» и баллистические ракеты подводных лодок «Трайдент-2» в виде боезарядов «W-76-2» в соответствии с американской ядерной доктриной 2018 года. В этом материале принятие на вооружение боезарядов «малой мощности» и их потенциальное применение обосновывается тем, что Россия, якобы, намерена использовать боезаряды аналогичного типа против стран НАТО в соответствии с действующей национальной ядерной доктриной и некой концепцией «эскалация деэскалации», дескать, «одобренной» российской стороной.
Необходимо напомнить, что Военная доктрина Российской Федерации, в которой есть разделы, касающиеся потенциального использования ядерного оружия, не имеет формулировок о возможности применения каких-то ядерных боезарядов с указанием их мощности, в том  числе «малой» или с большим тротиловым эквивалентом. Такие разделы не имеют и градации  ядерного оружия на стратегическое и тактическое. 
 
В названной российской военно-стратегической установке значится лишь один термин: «ядерное оружие», а среди оснований для его потенциального применения включены только два обстоятельства: первое - только в ответ на применение против Российской Федерации и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а второе – в случае совершения против нее агрессии с применением обычного оружия, «когда под угрозу поставлено само существование государства». То есть, в обоих случаях предусматриваются исключительно ответные действия.
 
В российской ядерной доктрине также не указаны страны или союзы, против которых может быть применено ядерное оружие. 
 
Странно, что до сих пор в США не знают азов ядерной доктрины России. Надо сказать, что подобный непрофессиональный подход в западном экспертном сообществе проявляется не впервые. Особенно это стало заметно в преддверии очередного саммита Североатлантического союза, который состоится в Брюсселе 11-12 июля этого года.
С другой стороны, актуализированная американская ядерная доктрина, утвержденная в феврале текущего года, предусматривает применение ядерного оружия по 14 основаниям, в том числе использование ядерных боезарядов «малой мощности», к которым американские эксперты относят ядерные боезаряды от 5,0-6,5 килотонн и ниже. Такие боезаряды морского и воздушного базирования Пентагон намерен применять как раз в соответствии со своей новой концепцией «эскалация деэскалации». Она означает, что ядерные заряды «малой мощности» могут быть использованы ядерными силами США в возрастающих масштабах в различных региональных конфликтах с целью их «деэскалации», причем, с помощью нанесения первых ядерных ударов.
 
Такая практика может вызвать цепную реакцию применения ядерного оружия, причем, не только «малой мощности», но и с более высоким по мощности ядерным взрывным устройством. 
Описываемая практика потенциального применения маломощных ядерных боезарядов, о которой все чаще говорят в Соединенных Штатах и на которую решительно нацелена нынешняя американская администрация, свидетельствует о том, что в американском военно-политическом руководстве существует настрой на резкое понижение порога его применения и на расширение оснований для его реального использования. Из политических заявлений исчезла понятная всем максима прошлых лет: «Ядерная война не может быть развязана, так как в ней не будет победителей». На Капитолийском холме явно берут верх силы, до сих пор не представляющие себе последствия ядерного Армагеддона. Такой курс, даже если такой сценарий окажется маловероятным, неизбежно может привести к подрыву и без того хрупкого режима нераспространения ядерного оружия и срыв переговорного процесса по контролю над ядерными сооружениями, который – а это не новость – пока носит весьма ограниченный по числу его участников характер.
 
По всем этим причинам подобная опасная перспективная практика должна быть пересмотрена Вашингтоном в интересах сохранения глобальной стабильности. Ради достижения этой цели также должны быть полностью устранены из американских ядерных доктрин стратегические установки на нанесение первого «упреждающего и превентивного» ядерного удара и стабильный постулат в виде «безусловного наступательного ядерного сдерживания», которые действуют в неизменном виде с 1945 года. 
 
Это – не ультимативные требования, как кто-то уже однажды пытался представить, заступаясь за ядерную политику США. Это – вполне естественный и логически-здравый шаг, который, без сомнения, был бы позитивно воспринят во всем мире.
 
Постоянная ссылка: http://eurasian-defence.ru/node/41729
16.06.2018
  • Аналитика
  • Военно-политическая
  • Вооружения и военная техника
  • Ракетные войска стратегического назначения
  • Россия
  • США