Вышла новая книга А.И. Подберезкина "Внешние и военные угрозы России"

Версия для печати

Предисловие
 
... общество развивалось по определённым векторам в режиме 
последовательного ускорения, а периоды между фазовыми переходами 
... сокращались в соответствии со строгим логарифмическим законом. 
При экстраполяции полученной функции выходит, что около середины 
XXI века скорость глобальных изменений должна устремиться к 
бесконечности, а промежуток между фазовыми переходами - к нулю[1].
А. Назаретян
 
Главная цель работы - анализ современной и будущей парадигмы[2] развития военно-политической обстановки (ВПО)[3] и вероятной военной стратегической обстановки (СО)[4] в мире с точки зрения возможных внешних и военных угроз, а также долгосрочный прогноз военной политики России.
 
В соответствии с этой главной целью, основными задачами работы предстоит разработать предложения по совершенствованию методического аппарата прогнозирования сценариев развития ВПО и возможного характера войны, международных и внутренних вооруженных конфликтов.
 
Второй важнейшей задачей является разработка предложений по созданию системы анализа и стратегического планирования в области противодействия прогнозируемым внешним и военным угрозам национальной безопасности на период 15, 30 и до 50 лет.
 
Исходя из сформулированной главной цели и двумя основными задачами строится структура работы, которая также делится на две части. В первой части дается анализ существующей ВПО в мире и ситуации в России, а также исследуются возможные сценарии развития ВПО и СО, современный и будущий характер войн, международных и внутренних конфликтов, будущее развитие основных мировых и внутриполитических тенденций. Решение этой задачи предполагает анализ существующей парадигмы ВПО в мире и прогноз ее развития в будущем на 15 и 30 лет. Такой анализ предполагает исследование основных тенденций мирового развития, а также политики, основных субъектов (акторов), включая государственные, международные и общественные субъекты, и собственно Россию.
 
Во второй части работы предпринимается попытка прогноза и разработка предложений о необходимых действиях со стороны России для нейтрализации будущих внешних и военных угроз на долгосрочный период. Учитывая, что такой долгосрочный прогноз будет неизбежно исходить из радикальной смены парадигм уже после 2020 года, потребуется по существу переоценка большинства качественных и количественных показателей[5] и критериев[6], которые будут характеризовать не только будущую ВПО, характер войн и будущих конфликтов, но и внешнюю и военную политику России и ее вероятных союзников.
 
В этой связи важно определиться с основными понятиями[7], терминами[8] и определениями[9], используемыми в работе, так как не только за рубежом, но и в России в последние десятилетия сложились различные представления и даже разногласия в политическом и экспертном сообществе относительно понятийного аппарата, которые нередко вносят изначально существенную путаницу в ход политических и научных дискуссий. Применительно к данной работе они вынесены в отдельное, достаточно объемное приложение. Вместе с тем, учитывая необходимость частого использования таких понятий и определений, целесообразно вынести некоторые из них в самое начало работы. В частности, в ней применяются следующие понятия:
 
Военное планирование в Российской Федерации - составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их применения и всестороннего обеспечения. Посредством военного планирования определяется последовательность действий по достижению целей планируемых процессов - ведения обороны, военного строительства, обеспечения обороны, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации.
 
Военно-политическая обстановка - совокупность военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций.
 
Военно-политическая обстановка (ВПО) - состояние мировой военно-политической системы в определенный период времени, характеризуемое составом субъектов военной политики, их состоянием и особенностями военно-политических отношений между ними. ВПО оценивается совокупностью результатов действий одних субъектов военно-политических отношений в отношении других.
 
Военно-политические отношения - процесс взаимодействия субъектов военной политики во внешнеполитической, военной, социально-политической, экономической, идеологической и других сферах, в ходе которого проявляются их национальные, государственные, коалиционные и иные интересы. Военно-политические отношения в каждой сфере взаимодействия представляют собой определенную совокупность акций, мероприятий, проводимых субъектами военной политики в целях реализации своих интересов, достижения определенного их баланса, соотношения. Процесс взаимодействия субъектов военной политики имеет определенные фазы (этапы) развития, различающиеся степенью напряженности военно-политических отношений.
 
Государственная программа Российской Федерации - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
 
Государственная программа субъекта Российской Федерации - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эффективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
 
Государственное прогнозирование - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием общественных, научных и иных организаций по разработке научно обоснованных представлений о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально- экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности Российской Федерации.
 
Государственное стратегическое планирование - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием профессиональных союзов и объединений работодателей, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому и территориальному планированию, а также мониторингу реализации документов государственного стратегического планирования, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.
 
Государственное стратегическое планирование (стратегическое планирование в Российской Федерации) - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.
 
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие термины и понятия[10]:
 
Документ государственного стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения процесса государственного стратегического планирования.
 
Долгосрочный период (перспектива) - период продолжительностью более 6 лет.
 
Задача социально-экономического развития - ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития.
 
Качественные показатели - субъективные показатели, не поддающиеся количественным измерениям, либо являющиеся производными от таких измерений.
 
Количественные показатели - физические, экономические, социологические, математические и иные показатели, предполагающие количественное измерение.
 
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации и задачах, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.
 
Корректировка документа государственного стратегического планирования - частичное изменение текста документа без изменения периода, на который разрабатывался документ государственного стратегического планирования.
 
Критерий - признак, мерило, основание для принятия решения об оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям.
 
Критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности - количественная характеристика угрозы национальной безопасности, то есть прямой или косвенной возможности нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
 
Метод оценки критериев и показателей - психофизический метод оценки степени уверенности (5-7) эксперта в правильности того или иного критерия или показателя.
 
Метод прогноза показателей в ВПО:
 
- метод экстраполяции;
 
- метод аналогии - прогноз на основе похожести условий прежних событий, предполагая их вероятность в будущем;
 
- метод сценариев - описания событий в будущем;
 
- метод моделирования.
 
Методическое обеспечение государственного стратегического планирования - разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке документов государственного стратегического планирования.
 
Методологическая база военного планирования в Российской Федерации - разработанная (уточненная) в ходе подготовки к очередному этапу военного планирования совокупность процедурных знаний, применяемых для обоснования (прогнозирования) на определенный временной период целей процессов ведения и обеспечения обороны, военного строительства, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации, системы обеспеченных ресурсами мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации. Методологическая база планирования военного строительства является составной частью методологической базы военного планирования в Российской Федерации.
 
Мировая военно-политическая система (ВПС) - совокупность субъектов военной политики, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством военно-политических отношений. В структуре мировой ВПС могут выделяться региональные ВПС и внутригосударственные ВПС.
 
Мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования - деятельность по комплексной оценке основных финансовых и экономических показателей, а также бюджетных обязательств, содержащихся в документах государственного стратегического планирования, с целью установления способности достижения в запланированные сроки стратегических целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности с учетом эффективности использования государственных средств и рисков, связанных с достижением указанных целей.
 
Облик военной организации государства - совокупность количественных и качественных параметров (показателей), характеризующих ее возможности, состав, структуру, численность, техническую оснащенность, а также системы управления и всестороннего обеспечения.
 
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий задачи социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности на среднесрочную перспективу в рамках реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации в среднесрочном периоде.
 
Отраслевой документ государственного стратегического планирования - документ, в котором определены цели, приоритеты и задачи социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного достижения в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
 
Отчетный год - год, предшествующий текущему году.
 
Отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году.
 
Очередной год - год, следующий за текущим годом.
 
План обороны Российской Федерации - комплекс взаимосвязанных документов военного планирования в Российской Федерации, разрабатываемый в целях обоснования и нормативного правового закрепления системы согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами военных, правовых, политических, экономических и иных мер, реализация которых позволит обеспечить оборону и безопасность государства, гарантированно защитить его жизненно важные интересы от внешних и внутренних угроз.
 
Планирование ведения обороны Российской Федерации - процесс определения военной организацией государства системы мер по стратегическому сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, вооруженной защите жизненно важных интересов государства от внешних и внутренних угроз.
 
Планирование военного строительства в Российской Федерации - процесс определения системы мер по строительству и развитию военной организации государства, направленных на перевод органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, привлекаемых к выполнению задач в области обороны частей производственного и научного комплексов страны, в определенные качественные состояния, позволяющие в условиях планового периода обеспечить оборону и безопасность государства, гарантированно защитить его жизненно важные интересы от внешних и внутренних угроз.
 
Планирование информационного противоборства Российской Федерации - процесс определения комплекса мер, осуществляемых военной организацией государства в интересах обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и достижения политических, экономических, военных и иных целей.
 
Планирование обеспечения обороны Российской Федерации - процесс выработки решений и разработки на их основе системы мер, определяющих цель, задачи, мероприятия обеспечения деятельности военной организации государства при выполнении ею задач по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.
 
Планирование управления обороной Российской Федерации - процесс определения основ управления деятельностью военной организации государства при выполнении ею задач обороны в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
 
Показатели - данные, по которым можно судить о состоянии и развитии какого-то объекта или процесса.
 
Показатели внутригосударственной военно- политической обстановки - данные, позволяющие оценивать состояние и процессы, происходящие в военно-политической, военно-социальной, военно-экономической, научно-технической, технологической и иных областях жизни страны.
 
Показатели межгосударственной обстановки - данные, по которым можно судить о состоянии и перспективах развития международной ситуации и положения России в мире.
 
Приоритет социально-экономической политики - предпочтительные направления и способ действий по достижению целей социально-экономического развития, исходя из целесообразности, рациональности и эффективности.
 
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
 
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально- экономического развития Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, на долгосрочный или среднесрочный период.
 
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально- экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период.
 
Прогнозирование социально-экономического развития - деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально- экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности.
 
Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению.
 
Программно-целевое планирование - деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплексов направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.
 
Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями.
 
Система государственного стратегического планирования - совокупность участников государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государственного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения государственного стратегического планирования.
 
Система документов государственного стратегического планирования - совокупность взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения документов государственного стратегического планирования.
 
Среднесрочный период (перспектива) - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет включительно.
 
Стратегическая обстановка - вид военно- политической обстановки, представляющий собой состояние мировой (региональной, внутригосударственной) ВПС в определенный период времени в ходе военного конфликта между субъектами военной политики (фаза развития военно-политических отношений - военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется особенностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.
 
Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
 
Стратегический прогноз рисков социально- экономического развития Российской Федерации и угроз обеспечения национальной безопасности (далее - стратегический прогноз) - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о возможных стратегических рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, которая включает поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности, а также конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе.
 
Стратегическое сдерживание - разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.
 
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.
 
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
 
Субъекты военной политики - государства, коалиции государств (военно-политические союзы), вооруженные силы государств, вооруженные формирования, не имеющие международного правового статуса, способные вырабатывать свою политику и генерировать различные мероприятия и действия, с помощью которых должны решаться политические задачи и достигаться поставленные политические цели.
 
Структура сценария - зд. последовательная совокупность действий (актов, сцен, сюжетов).
 
Структура сценариев развития ВПО - зд. последовательная совокупность действий элементов и субъектов ВПО и эволюция их устойчивых взаимосвязей как единой системы, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств при самых различных вариантах изменения внутреннего и внешнего характера.
 
Сценарий - зд. детальный план (проект), существующий в виде документа (пакета документов) или набора идей относительно долгосрочных политических и иных целей. См., например: Меморандум. N 20/1 СНБ США ("Задачи в отношении России"), План Маршалла ("Программа восстановления Европы") и т.д.
 
Сценарий развития военно-политической обстановки - это описание изменения состояния мировой военно-политической системы в течение заданного периода времени при определенных (возможных, наиболее вероятных) уровнях действия влияющих факторов (политических, военных, экономических, идеологических и др.).
 
Сценарий текущей и прогнозируемой ВПО - существующий и будущий детальный план с участием основных действующих субъектов развития ВПО.
 
Характер внешних угроз - разновидность типов угроз, зависящих от сферы их возникновения: политических, экономических, военных.
 
Характер войн и вооруженных конфликтов -
 
структура относительно устойчивых связей, определяющих цели войн, средства достижения этих целей и масштабы военных действий.
 
Цель социально-экономического развития - достижение состояния экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.
 
  • Эксклюзив
  • Новости
  • Военно-политическая
  • Россия