Существо ключевых положений космической политики США 2006 года

В документе рассматриваются:

  • принципы политики США в области космической деятельности;
  • цели космической политики США; общие руководящие принципы;
  • руководящие принципы национальной безопасности в области космической деятельности;
  • руководящие принципы использования космоса в мирных целях;
  • международное сотрудничество в области космической деятельности.

В числе принципов космической политики США зафиксирована приверженность США идее исследования и использования космоса всеми странами в мирных целях. Однако здесь же уточняется, что принцип «мирных целей» позволяет Соединенным Штатам осуществлять оборонную и разведывательную космическую деятельность.

Провозглашается, что космический потенциал имеет жизненно важное значение для национальных интересов США, и поэтому Соединенные Штаты будут принимать все необходимые меры по его защите.

Декларируется, что США отвергают любые притязания какой-либо страны на суверенитет над космическим пространством или небесными телами и не приемлют никаких ограничений на право Соединенных Штатов осуществлять деятельность в космосе и получать данные из него. Любое преднамеренное вмешательство в работу собственных космических систем США будут рассматривать как нарушение своих прав.

США будут принимать меры по обеспечению для себя свободы действий в космосе, реагировать на случаи вмешательства и, при необходимости, не допускать использования противником космических средств, «враждебных по отношению к национальным интересам США».

США против выработки новых правовых режимов и норм, предусматривающих запрет или ограничение использование космоса. Предлагаемые соглашения не должны наносить ущерб правам Соединенных Штатов на проведение исследований, разработок, испытаний, эксплуатацию или другую деятельность в космическом пространстве, служащую их национальным интересам.

США будут поддерживать коммерческий космический сектор и использовать его в максимально возможной степени в интересах национальной безопасности.

В качестве главной цели космической политики США устанавливается укрепление ведущего положения страны в космической деятельности, обеспечение беспрепятственного проведения операций в космосе.

Для достижения целей космической политики США в качестве общих руководящих     принципов     устанавливается осуществление подготовки специалистов в области космической деятельности, совершенствование механизмов разработки и закупки космических систем, расширение межведомственного партнерства, укрепление научной, технологической и производственной базы космической деятельности.

В руководящих принципах национальной безопасности в области космической деятельности декларируется, что национальная безопасность США в решающей степени зависит от их космического потенциала, и эта зависимость будет расти. Устанавливается, что министерство обороны разрабатывает планы и варианты обеспечения свободы действий США в космосе и, по соответствующим указаниям, механизмы недопущения такой свободы действий для противников, использует космический потенциал для обеспечения глобальной системы стратегического и тактического предупреждения и многоэшелонной интегрированной системы ПРО. Для разведывательного сообщества устанавливаются сферы своевременного обеспечения разведывательными данными: внешняя, оборонная и экономическая политика; дипломатическая деятельность; обнаружение и предупреждение; управление кризисными ситуациями; соблюдение договоров; деятельность органов внутренней безопасности и правоохранительных органов.

В руководящих принципах использования космоса в мирных целях устанавливаются направления научной и хозяйственно-прикладной деятельности для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Национального управления по океану и атмосфере (НОАА).

В отношении международного сотрудничества в области космической деятельности фиксируется, что оно будет развиваться по мере необходимости и в соответствии с национальными интересами США в области безопасности.

Среди других положений новой космической политики необходимо отметить следующее:

  • Устанавливаются правила использования ядерных источников энергии на космических аппаратах и органы, отвечающие за их безопасную эксплуатацию.
  • Ставится задача для правительства США стремиться к получению и защите доступа к радиочастотам связи для космических систем, а также к необходимым для космических аппаратов орбитам.
  • Декларируется, что США должны играть ведущую роль в принятии политики и практики по сведению к минимуму "космического мусора", представляющего опасность для надежного функционирования космических систем, пилотируемых полетов, объектов инфраструктуры на поверхности Земли, жизни людей.
  • Устанавливается, что экспорт чувствительных или перспективных технических сведений, технологий, компонентов и систем должен одобряться крайне редко и в каждом конкретном случае.
  • Указывается на необходимость установления степеней секретности в различных видах космической деятельности, определяются органы, ответственные за выработку и осуществление политики и процедур в этой области[1].

Какие основные выводы можно сделать в отношении космической политики США 2006 года?

В ней четко прослеживался курс на обеспечение для Соединенных Штатов абсолютной свободы действий в космосе в своих национальных интересах. Этот курс закреплялся и политическими декларациями, и заявлениями правового характера, и положениями о применении конкретных мер. Одновременно провозглашалось намерение США не допускать свободы действий в космосе для противников, использования другими странами космических средств, "враждебных" по отношению к национальным интересам США. Право определения "враждебности", как следовало из контекста, оставалось за США.

Таким образом, для США не ставилось каких-либо ограничений на космическую деятельность; космическая же деятельность других государств должна была находиться под контролем Соединенных Штатов с позиций ее соответствия американским национальным интересам. Такую ситуацию нельзя рассматривать иначе, как провозглашение открытого курса на доминирование в космосе с соответствующим политическим, правовым, стратегическим, военно-техническим, разведывательным обеспечением этого курса. Космическая политика США 2006 года, по существу, являлась доктриной обретения господства в космосе и материализацией упомянутого американского тезиса в этой сфере - "кто владеет космосом, тот владеет и Землей".

Ключевым вопросом оставались доктринальные взгляды на размещение оружия в космическом пространстве. В течение года, предшествующего утверждению космической политики США, появлялись сообщения о том, что президентская директива 2006 года, якобы, санкционирует размещение оружия в космосе[2]. Эти сообщения получили в международном сообществе широкий резонанс. Отреагировала на них и российская сторона. Министр обороны Российской Федерации С.Б.Иванов 2 июня 2005 года заявил, что "если какое-либо государство будет вынашивать планы или тем более начнет размещать оружие в космосе, то мы, без сомнения, будем адекватно на это реагировать[3].

Заявление Министра обороны России побудило американскую сторону сделать официальные разъяснения. По словам пресс-секретаря Белого дома, американская администрация, начиная с июня 2002 года, проводила на межведомственном уровне переоценку космической политики США, которая не проводилась уже в течение 9 лет (т.е. с 1996 года). Новая президентская директива не имеет отношения к размещению оружия в космосе. Однако, мирное использование космического  пространства,  как было сказано, предполагает "способность любой страны обеспечить защиту своих космических систем".

Заявление пресс-секретаря Белого дома не во всем оказалось созвучным комментариям представителей командования ВВС США, в которых говорилось, что директива не будет напрямую указывать на необходимость выведения оружия в космос, и размещение оружия в космическом пространстве на настоящем этапе в планы министерства обороны США не входит. США будут и далее наращивать свой технологический потенциал, ориентированный, главным образом, на контроль космического пространства и обеспечение безопасности своих космических аппаратов. Вывод из строя спутников потенциального противника признается возможным только в случае крайней необходимости. Однако, директива "будет открывать доступ в космос для всех, в том числе для военных". Это, как было пояснено, позволит приступить к разработке концепций военных операций в космическом пространстве[4].

Действительно, в космической политике 2006" года нет прямого указания на необходимость размещения оружия в космосе. Однако такая возможность ясно просматривалась в задачах для министерства обороны -обеспечить для США свободу действий в космосе, не допустить такой свободы для противников, использовать, в частности, космический потенциал для обеспечения многоэшелонной интегрированной системы ПРО. В такую формулу в отношении ПРО вписываются как космические "датчики" для обнаружения пусков ракет, так и космический эшелон поражающих противоракетных средств. Следует учитывать и то, что вся "философия" свободы действий в космосе без ограничений, обретения господства в нем, постановки во главу угла национальных интересов, пронизывавшая космическую политику 2006 года, по существу не ставила политических, стратегических и правовых барьеров на пути размещения оружия в космосе, оставляла такую возможность для США открытой при одновременном фактическом запрете на это для других государств.

Вместе с тем в космической политике фиксировалась приверженность США идее исследования и использования космоса всеми странами в мирных целях, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере. Космическая политика оставляла и некоторые возможности для дальнейшего правового регулирования космической деятельности. Говорилось, в частности, что предлагаемые соглашения (следовательно, они признавались возможными) не должны наносить ущерб правам США на деятельность в космосе, служащую их национальным интересам.

После прихода к власти администрации Б.Обамы космическая политика США подверглась новому пересмотру. Об утверждении новой космической политики США объявлено 28 июня 2010 года. Она официально закреплена президентской директивой, которая заменяет директиву президента США NSPD-49 от 31 августа 2006 года, вводившую в действие предыдущую американскую космическую политику. Открытая версия новой «Национальной космической политики США» была размещена на веб-сайте Белого дома и препровождена заявлениями президента США, госсекретаря и министра обороны.

Автор: А. Малов, Центр военно-политических исследований, 05.03.2014

Проект "Военный космос"


[1] "Космическая политика США" 2006 года (опубликованная версия)

[2] Газета New York Times, 18 мая 2005 года

[3] Сообщение ИНТЕРФАКС. Новости от 2 июня 2005 года

[4] Сообщение РИА "Новости", 2 июня 2005 года

 

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Проблематика
  • США
  • Глобально
  • Космос