Взгляды в США на правовые аспекты использования космического пространства в военных целях

Версия для печати

Следует отметить, что "белые пятна" в правовом поле военной космической деятельности побуждали многие страны в период 1980-1990 годов выработать соответствующие международные договоренности. Активную и последовательную позицию в этом вопросе занимали Советский Союз, в последующем Россия. Не ставя целью дать полный обзор политико-дипломатических шагов СССР по предотвращению выхода оружия в космос и превращения космического пространства в сферу военной конфронтации, отметим лишь три ключевые инициативы: проект договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, внесенный в ООН в 1981 году; проект договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли, внесенный в ООН в 1983 году и дополненный в 1984 году предложением о запрете использования силы с Земли в отношении космических объектов; принятое Советским Союзом в 1983 году обязательство не выводить первым в космическое пространство каких-либо видов противоспутникового оружия, то есть односторонний мораторий на такие запуски, на всё то время, пока другие государства будут воздерживаться от вывода в космос противоспутникового оружия любого вида (этот мораторий охватывал и испытательные запуски противоспутниковых средств)[i];

Соединенные Штаты не поддержали ни одну из этих инициатив СССР.

Подчеркнем, что инициативы Советского Союза, касающиеся запрещения применения силы в космосе, из космоса и в отношении космических объектов создавали фундаментальную основу для всеобъемлющего решения проблемы предотвращения превращения космического пространства в сферу размещения оружия, арену вооруженной борьбы и потенциальный театр военных действий. Проектами договоров предусматривалось:

  • не испытывать и не развертывать путем вывода на орбиту вокруг Земли, размещения на небесных телах или каким-либо иным образом любое оружие космического базирования для поражения объектов на Земле, в воздушном и космическом пространстве;
  • не использовать космические объекты, находящиеся на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или размещенные в космическом пространстве каким-либо иным образом, в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и космическом пространстве;
  • не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траекторию полета космических объектов других государств;
  • не испытывать и не создавать новые противоспутниковые системы и ликвидировать уже имеющиеся такие системы;
  • не испытывать и не использовать в военных, в том числе противоспутниковых, целях любые пилотируемые космические корабли.
  • Эти положения и в настоящее время не утратили своего фундаментального значения для предотвращения выхода оружия в космос, вооруженной борьбы в нем.

Что касается одностороннего моратория Советского Союза на вывод в космос противоспутникового оружия, то условия этого моратория были Соединенными Штатами нарушены осуществлением в 1985 году перехвата противоспутниковой системой «АСАТ» реального американского космического объекта (ИСЗ «Солуинд»). СССР заявил о том, что считает себя с этого момента свободным от одностороннего обязательства; вместе с тем, проявляя добрую волю, будет продолжать де-факто воздерживаться от вывода в космос противоспутникового оружия[ii]. В 1992 году Президентом России была подтверждена готовность на основе взаимности с США ликвидировать существующие противоспутниковые системы и выработать договоренность о полном запрете вооружений, специально созданных для поражения спутников[iii]. Однако и это наше предложение не нашло позитивного отклика у Соединенных Штатов. В 1993 году советская противоспутниковая система «ИС» была снята с эксплуатации[iv].

Вследствие трудностей, с которыми столкнулись попытки выработать и ввести в действие всеобъемлющие договорные обязательства по предотвращению размещения любых видов оружия в космосе и неприменению силы в отношении космических объектов, усилия международного сообщества во второй половине 1980-х и в 1990-х годах сконцентрировались на разработке мер доверия в космической области, главным образом в рамках Конференции по разоружению в Женеве, где в 1985 году был создан Спецкомитет с исследовательским мандатом по проблеме предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Спецкомитетом были проведены широкие исследования по возможным мерам транспарентности, укрепления доверия, предсказуемости и.контроля в сфере космической деятельности. Но подготовить их к принятию и введению в действие не удавалось в силу того, что Спецкомитет по космосу не имел переговорного мандата, а приданию ему переговорного статуса препятствовало отсутствие консенсуса на этот счет из-за негативной позиции Соединенных Штатов. В 1994 году Комитет приостановил свою деятельность в силу отданного в то время государствами - участниками Конференции по разоружению предпочтения скорейшему завершению подготовки Конвенции по химическому оружию и с тех пор свою работу не возобновил. Российская сторона последовательно выступала за воссоздание на Конференции по разоружению Спецкомитета по космосу.

Следует обратить внимание и на еще один важный факт. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН убедительным большинством голосов принимается вносимая поочередно Египтом и Шри-Ланкой ежегодная резолюция «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве»; против нее не голосует никто, однако постоянно воздерживаются США и Израиль. Значение этой резолюции определяется тем, что в ней зафиксирован ряд принципиальных положений, в частности: подтверждается важность и неотложность задачи предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве; признается, что предотвращение гонки вооружений в космосе устранило бы серьезную угрозу для международного мира и безопасности; выражается убежденность в необходимости изучения дальнейших мер при выработке эффективных и поддающихся контролю двусторонних и многосторонних соглашений в целях предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, включая вывод оружия в космос; указывается, что правовой режим, применимый к космическому пространству, сам по себе не гарантирует предотвращения гонки вооружений в космосе, этот режим необходимо упрочить, усилить и повысить его эффективность. В 2010 году такая резолюция была принята 178 государствами при двух воздержавшихся - США, Израиль.

Как можно видеть, многие начинания в области всеобъемлющего запрета на размещение оружия в космосе и неприменения силы в отношении космических объектов, предпринятые в последние три десятилетия, наталкивались на негативные позиции США. Что говорят по этому поводу в самих США?

В наиболее концентрированном виде позиции Соединенных Штатов на этот счет были изложены в выступлении представителя США посла Э.Джайвитса на конференции по обеспечению безопасности в космосе (Великобритания, Ньюплейс, 29 мая 2002 года). Сущность этих позиций сводится к следующему.

Существующий режим регулирования деятельности в космическом пространстве, по взглядам США, является достаточным. Договор 1963 года запрещает производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве. США остаются твердо приверженными Договору 1967 года по космосу, создавшему «обширную всеобъемлющую систему, ограничивающую использование космического пространства мирными целями и устанавливающую рамки использования космоса в легитимных военных целях». США считают, что существующий многосторонний режим контроля над вооружениями должным образом защищает интересы государств в космическом пространстве и не требует расширения. В космосе, мол, просто нет проблемы контроля над вооружениями, которую необходимо решать. Что касается призывов к немедленному началу переговоров в целях предотвращения гонки вооружений в космосе, США, дескать, всегда считали, что такие опасения лишены оснований, и по совокупности этих причин не видят никакой необходимости в новых юридически обязывающих соглашениях о контроле над вооружениями в космическом пространстве и не поддерживают идею проведения переговоров по подготовке какого-либо нового договора в этой области.

Негативные позиции США по вопросам развития и дополнения юридически обязывающих норм международного космического права сохраняются до сих пор.

Автор: А. Малов, Центр военно-политических исследований, 27.02.2014

Проект "Военный космос"


[i] Газета "Правда", 19 августа 1983 года.

[ii] Заявление ТАСС, газета "Правда", 5 сентября 1985 года.

[iii] Российская газета, 29 января 1992 года.

[iv]Заявление Правительства Российской Федерации о снятии с эксплуатации противоспутниковой системы "ИС" от 26 апреля 1993 года.

 

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Проблематика
  • Войска воздушно-космической обороны
  • Глобально
  • Космос