Приглашение к будущему паритету (окончание)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

Вопрос о будущем носителе атомной бомбы возник одновременно с ее созданием. В середине 1945 года единственным возможным вариантом такого носителя являлся американский бомбардировщик Б-29, в конструкции которого были реализованы все наиболее передовые достижения мирового самолетостроения. Этот самолет мог летать на больших высотах, имел скорость равную скорости истребителей и большой радиус действия, а также мог нести требуемую нагрузку.

Однако, несмотря на то, что серийный выпуск Б-29 начался еще в мае 1943 года, неоднократные запросы о поставках этих самолетов в СССР по ленд-лизу оставались без ответа. 28 мая 1945 года, в период подготовки к вступлению в войну с Японией, СССР вновь запросил у США 120 этих самолетов для использования в боевых операциях на Дальнем Востоке. Но и на этот раз заявка не была удовлетворена.

В результате, 6 июня 1945 года руководством СССР было принято решение о копировании Б-29. Возможность выполнения этой работы представилась благодаря тому, что 29 июля, 11 и 21 ноября 1944 года на советские дальневосточные аэродромы приземлились три поврежденных японцами Б-29. Естественно, что ведущая роль в воспроизведении этих самолетов была отведена авиапромышленности, за которой продолжала оставаться и головная роль в работах по изучению немецкой ракетной техники.

8 июля 1945 года было принято Постановление ГКО №9475 о сборе и вывозе материалов, образцов и технической документации по немецким реактивным снарядам и реактивному вооружению. В соответствии с ним была создана специальная комиссия под руководством А. И. Шахурина, которая должна была вырабатывать предложения по организации дальнейших работ по реактивной технике. Именно сюда начали стекаться предложения из других, заинтересовавшихся ракетостроением ведомств.

23 июля из Наркомата боеприпасов в эту комиссию поступил проект постановления правительства, в котором среди прочего предлагалось создать ГЦКБ-3 при московском заводе №70 (одном из основных изготовителей реактивных снарядов для «катюш») для разработки жидкостных снарядов сверхдальнего действия («по типу Фау-2»), а для их испытаний оборудовать полигон южнее Махачкалы на побережье Каспийского моря.

22 ноября 1945 года расширенный проект такого постановления был направлен уже в адрес заместителя Председателя СНК Л. П. Берия. В этом документе предусматривалось создание при заводе №70 специализированного ГС НИИ-70, главным конструктором которого предлагалось назначить В. П. Глушко. Одновременно с этим предлагалось перевести в Наркомат боеприпасов и группу инженера С. П. Королева. Впрочем, и Глушко и Королев в те месяцы находились в Германии, изучая немецкие разработки.

А к концу 1945 года ракетной тематикой заинтересовался еще один нарком – нарком вооружения Д. Ф. Устинов, который своим приказом №463 от 30 декабря 1945 года организовал на подмосковном артиллерийском заводе №88 КБ по новой технике во главе с конструктором-артиллеристом П. И. Костиным.

В эти же дни произошло еще одно событие, оказавшее заметное влияние на распределение ролей в работах по ракетной технике. В конце декабря 1945 года на заседании Политбюро было принято решение об освобождении А. И. Шахурина от должности наркома авиапромышленности. 5 января 1946 года он был заменен М. В. Хруничевым, работавшим до этого первым заместителем наркома боеприпасов. Однако этим дело не ограничилось. В апреле 1946 года А. И. Шахурин и ряд других высокопоставленных руководителей авиапромышленности и ВВС были арестованы и 10-11 мая приговорены к различным срокам заключения.

За неделю до этого, 4 мая 1946 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) по докладу И. В. Сталина было принято следующее решение:
1) Установить, что т. Маленков, как шеф над авиационной промышленностью и по приемке самолетов – над военно-воздушными силами, морально отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе этих ведомств (выпуск недоброкачественных самолетов), что он, зная об этих безобразиях, не сигнализировал о них в ЦК ВКП (б).
2) Признать необходимым вывести т. Маленкова из состава Секретариата ЦК ВКП(б)…
Впрочем, через пять лет, 30 апреля 1951 года на совещании с руководителями оборонной промышленности И. В. Сталин коснувшись сути «авиационного дела» сообщил, что нарком авиапромышленности А. И. Шахурин и Главком ВВС А. А. Новиков из ведомственных соображений тормозили развитие советской реактивной авиации.

Безусловно, в числе событий произошедших весной 1946 года и послуживших поводом для столь суровой оценки работы выдающихся руководителей промышленности и армии оказалась и речь, произнесенная 5 марта 1946 года в Фултоне недавним корреспондентом Сталина по переписке – У. Черчиллем. Эта речь получила столь значительный резонанс еще и потому, что она получила неожиданный отклик Сталина, давшего 14 марта специальное интервью по этому поводу, в котором было заявлено, что по сути дела речь Черчилля означает призыв к войне.

Более того, на середину марта 1946 года пришлась и первая попытка использования наличия ядерного оружия в политических целях, к которой прибег американский президент Г. Трумэн, потребовавший ускорить вывод советских войск из Ирана. Тогда же в марте было создано и стратегическое авиационное командование США, в первоначальный состав которого вошли 148 бомбардировщиков Б-29.

В довершении ко всему, 7 мая 1946 года США, желая продемонстрировать мощь своей ядерной дубины, передали СССР приглашение посетить запланированные на лето ядерные испытания на атолле Бикини. Первое из этих испытаний состоялось 1 июля, когда в США был подготовлен план «Пинчер» – первый план ведения войны против СССР с использованием ядерного оружия.

Однако среди препятствий к скорейшей реализации этого и последующих аналогичных планов оказались не только недостаточное количество атомных бомб и дальность действия бомбардировщиков, но и то, что успешная ядерная атака на СССР не позволяла даже по расчетам надеяться на значительное снижение боеспособности Советской Армии. А через несколько лет для отказа от этих планов появились и более серьезные аргументы.

***
Первые, вывезенные из Германии ракеты Фау-2, поступили на подмосковный завод №88 весной 1946 года. Одновременно элементы Фау-2 поступили и на московский завод №70.
Однако соперничество между наркоматами за право продолжать эти работы продолжалось недолго. Б. Л. Ванников, руководивший Наркоматом боеприпасов, ставшем с 7 января 1946 года Министерством сельскохозяйственного машиностроения, был назначен руководителем Первого Главного управления при Совете Министров. Поменявшая руководство авиапромышленность также перестала рассматриваться в качестве претендента на развертывание на ее предприятиях работ по созданию баллистических ракет. Сказалось не только «авиационное дело», но и темпы работ по копированию бомбардировщика Б-29. Этой задаче, для решения которой, по словам заместителя министра авиапромышленности П. В. Дементьева, потребовалось «поднять авиационную культуру на новую, очень высокую ступень», с первого же дня был предоставлен наивысший приоритет. В результате, 19 мая 1947 года поднялся в воздух первый изготовленный в СССР Б-29, а в августе на параде в Тушино было показано сразу три самолета, названных Ту-4. Однако, несмотря на то, что директивные сроки были выдержаны, руководство страны ждало от авиапромышленности гораздо большего. И подписывая акт об испытаниях Ту-4, Сталин отметил, что разработчики «опоздали ровно на год».

Действительно, качественного скачка в установлении паритета с США в стратегической бомбардировочной авиации появление Ту-4 не обеспечило. К 1947 году в США появились значительно более мощные бомбардировщики Б-36, начинали испытываться первые реактивные бомбардировщики. Более того, как свидетельствовал опыт недавней войны, подобные самолеты были уязвимы для средств ПВО, а также не обеспечивали внезапности атаки, поскольку их можно было обнаружить задолго до подлета к объекту удара. В то же время уже первый немецкий опыт применения ракет показывал, что их большая дальность, высокая скорость и высота полета, малые время и дальность обнаружения, высокая живучесть и неуязвимость от средств ПВО, делали их в отличие от стратегической авиации неотразимым, «абсолютным» оружием.

В итоге, 17 апреля 1946 года в докладной записке на имя И. В. Сталина, подписанной Л. П. Берия, Г. М. Маленковым, Н. А. Булганиным, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф Устиновым и Н. Д. Яковлевым было среди прочего предложено «выделить в качестве головного министерства по выпуску готовых ракет дальнего действия типа Фау-2 Министерство вооружения». Это же предложение было зафиксировано и в выпущенном 13 мая 1946 года Постановлении Совета Министров СССР №1017-419, ставшем основополагающим документом для дальнейшего развития в СССР ракетной техники.

В соответствии с этим постановлением был создан Специальный комитет по реактивной технике, руководителем которого был назначен Г. М. Маленков. Впрочем, после вскрытых за несколько дней до этого провалов в работах по авиационной технике, он попал в председатели Спецкомитета скорее по инерции и в дальнейшем в дела ракетчиков вникал лишь эпизодически, а какое-то время он вообще отсутствовал в Москве. Поэтому основная нагрузка по этой работе легла на Д. Ф. Устинова, который как заместитель председателя комитета с энтузиазмом принялся за перспективное дело.

Уже 24 июня 1946 года в докладной записке на имя И. В. Сталина он подвел итоги работы по изучению ракетной техники в Германии, в очередной раз отметив негативную роль в этом процессе, оказанную пребыванием в Нордхаузене американских и английских войск: «До занятия этого района советскими войсками американцы, а затем англичане вывезли всех ведущих немецких специалистов, полную техническую документацию и исправные образцы ракет Фау-2. Специальное оборудование (стенды, пульты управления, контрольная аппаратура и т.п.) было в значительной части приведено в негодное состояние.

В силу этого в распоряжение советских специалистов попали лишь разрозненные агрегаты Фау-2 и незначительное количество технической и технологической документации…

Выводы и предложения
…5. Решение задач по реактивному вооружению в Советском Союзе потребует организации новых мощных научно-исследовательских учреждений с опытными производственными базами и хорошего оснащения их необходимыми приборами и оборудованием, а также широкую подготовку квалифицированным  специалистов  по реактивному вооружению».
Окончательно итоги работы в Германии советских специалистов были сообщены И. В. Сталину в докладной записке от 31 декабря 1946 года. В ней было отмечено, что «нашими инженерами и техниками с участием немецких специалистов в Германии собраны с доделкой части недостающих деталей и узлов … ракеты дальнего действия Фау-2 - 40 шт, в том числе боевых - 30, учебных - 10...».

К этому времени уже в течение нескольких месяцев главным конструктором баллистической ракеты Р-1 (советского аналога Фау-2) работал С. П. Королев, назначенный 9 августа 1946 года приказом Д. Ф. Устинова. С 30 августа С. П. Королев также являлся начальником СКБ-3 при НИИ-88.

Осенью 1946 года в СССР в распоряжение министерства вооружения было вывезено и 175 немецких специалистов.

Конечно, использование баллистических ракет в военных целях сразу после окончания Великой Отечественной войны не было очевидным – по дальности действия и точности они значительно уступали авиации. Один из боевых генералов, ставший свидетелем запусков первых советских баллистических ракет, так выразил бытовавшее в те годы мнение: «Что вы делаете? Вы заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?»

Однако начавшаяся концентрация на ракетном направлении научных и инженерных кадров, ориентация на эти задачи усилий промышленности уже начали приносить свой вклад в дело паритета. 29 октября 1946 года, выступая на Генеральной Ассамблее ООН В. М. Молотов заявил: «Нельзя забывать, что на атомные бомбы одной стороны могут найтись атомные бомбы и еще кое-что у другой стороны…» Со временем политика подобных высказываний, один из постулатов которой был сформулирован Г. Киссинджером и гласил: «То во что верит потенциальный агрессор, является более значимым, чем то, что является объективной истиной», была доведена практически до совершенства, все более и более согласуясь с достижениями ракетчиков.

Уже 4 декабря 1950 года Постановлением Совета Министров СССР перед ними была поставлена задача по «Исследованию перспектив создания ракет дальнего действия с дальностью полета 5000-10000 с массой боевой части 1-10 тонн». Продолжением этой работы стали «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000-8000 км», заданные Постановлением от 13 февраля 1953 года. А 20 мая 1954 года началась работа над ракетой Р-7, и уже в 1957 году весь мир стал свидетелем того, как СССР запустил межконтинентальную баллистическую ракету, а затем и первый искусственный спутник Земли.

***
«…Американцы и англичане уже полтора года занимаются развитием реактивной техники, и можно предполагать, что ее совершенствование у них пошло дальше результатов, достигнутых немцами к 1945 году. Это может быть подтверждено тем, что во многих американских военных и гражданских журналах в мае-июне 1946 года были опубликованы статьи о проведенных испытаниях в Америке немецких Фау-2...» - отмечалось в направленной 13 марта 1947 года И. В. Сталину докладной записке командующего артиллерией Вооруженных сил СССР Н. Н. Воронова.

Действительно, еще в октябре 1945 года в английской зоне оккупации Германии было выполнено несколько показательных пусков Фау-2, на которых в качестве гостей присутствовало и несколько советских специалистов, включая С. П. Королева. В мае 1946 года первый пуск Фау-2 был выполнен и в США. Однако, как выяснилось в дальнейшем, переезд в США значительного количества немецких специалистов и переброска через океан большого количества ракет и оборудования практически никак не способствовало становлению в США в конце 1940-х - начале 1950-х годов мощной ракетостроительной промышленности. Работы же с немецким ракетным заделом фактически ограничились выполнением пусков Фау-2 на американском полигоне Уайт-Сэндз. Более того, вплоть до 1955 года финансирование развития ракет среднего и дальнего радиуса действия в США практически отсутствовало…
Интересно высказанное в те годы мнение американского генерала Пайла, отметившего, что «имеются вполне определенные пределы для увеличения дальности полета Фау-2, и эти пределы едва ли будут превзойдены за время жизни нашего поколения; для этого потребуется совершенно новый тип двигателя, который еще не создан».

Почему же в США в те годы сложилась столь серьезная недооценка грядущего развития ракетной техники?

Сделанный в те годы выбор конкретного направления развития средств доставки ядерного оружия на большие расстояния был продиктован, в первую очередь, научно-техническими причинами. Действительно, использование технологий, примененных при создании Фау-2, позволяло создать баллистическую ракету, способную доставить 5-тонный ядерный боезаряд (именно такую массу имели первые американские атомные бомбы) на межконтинентальную дальность. Для этого ракету требовалось сделать трехступенчатой, со стартовой массой порядка 300 тонн. На первой ступени этой ракеты должны были находиться 16 двигателей, устанавливавшихся на Фау-2. Однако надежность системы, собранной из такого количества двигателей при известной надежности одной двигательной установки равной 0,78 составляла бы всего 0,019. Это означало, что из 1000 изготовленных межконтинентальных ракет лишь 19 не имели бы отказов, связанных с двигательными установками. Еще 4 ракеты не долетали бы до своих целей из-за отказов их системы управления. Впрочем, уже после проведения 27 пусков Фау-2 в США все находившиеся на оставшихся ракетах элементы немецкой системы управления были заменены на американские, что привело к снижению отказов в работе системы с 46 до 5%. Тем не менее, оставшиеся 15 ракет все равно бы не смогли поразить цель из-за большого рассеяния, поскольку при использовании аппаратуры управления, установленной на Фау-2, их отклонения на дальности 8000 км превышали бы 120 км.

Таким образом, по мнению американских специалистов, решение задачи создания ракет большой дальности следовало начинать с создания ракет ближнего радиуса действия. Но они, в свою очередь, не требовались американским военным по военно-стратегическим соображениям – они могли применяться только для поддержки сухопутных войск и были непригодны для нанесения ударов по объектам в глубине территории противника. И с 1948 года вокруг СССР началось размещение бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, что вызвало ответную реакцию в виде создания в СССР мощнейших и эффективных систем ПВО.

Не столь высокой оказалась в те годы и потребность американцев в разработке ракеты-носителя, предназначенного для запуска искусственного спутника Земли, в первую очередь, ввиду существовавшей неясности вопроса о возможности работы космического аппарата в космосе.

В итоге, едва начавшаяся в 1946 году на фирме «Конвэр» разработка первой американской баллистической ракеты МХ-774 с дальностью полета 160 км, была прекращена еще на стадии летных испытаний.

Более реальным в те годы для американских специалистов казалось создание самолетов-снарядов большого радиуса действия. Единственной новой задачей, которую предстояло при этом решить, считалось создание соответствующей системы управления. В результате, именно это и стало определяющей чертой развития ракетной техники в США в первое послевоенное десятилетие, позволив создать серию ракет подобного типа.

В свою очередь, развитие крылатых самолетов-снарядов позволило создать более мощные двигательные установки: в 1950 году в США был создан двигатель с тягой 34 тс, а в 1952 году - с тягой 54,5 тс.

Непосредственным же толчком, к началу в 1954 году серьезных практических работ по созданию первой американской межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» стало создание термоядерной бомбы. Эта бомба при одинаковой мощности была существенно легче атомной, что позволяло радикальным образом снизить потребности в величине тяги двигательной установки и упрощало конструкцию ракеты.

Однако на этом промежуточном финише победить в соревновании с советскими специалистами американцы оказались не в состоянии.

***
Создание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты стало веским аргументом в осознании необходимости поддержания мира на планете, в противопоставлении торжествовавшему все первое послевоенное десятилетие военно-техническому иррационализму идее безопасности, равной для всех, учитывающей баланс интересов, а не баланс сил…

Возвращаясь к этому поворотному моменту истории нашей страны нельзя не задуматься - а что если бы? И здесь сложно отделаться от мысли, что начало этой политике, которая в течение нескольких десятилетий оказывала позитивное влияние на жизнь всей планеты, положило обращение английского премьера Черчилля к И. В. Сталину в июльские дни 1944 года.

«Обращения Черчилля к Сталину имели для нашей дальнейшей деятельности решающее значение. Если бы не его письма, наша армия победоносно прошла бы по этим польским болотам и лесам, не вникая в то, чем тут занимались немцы» – так в своих воспоминаниях охарактеризовал эти письма ветеран советской ракетной техники, академик Б. Е. Черток.
И вполне возможно, если бы этих обращений не было, освобождение из заключения наиболее компетентных на тот момент специалистов-ракетчиков затянулось бы, по меньшей мере, до окончания войны. А затем, после того как в конце июня 1945 года американцы оставили Красной Армии опустошенные заводы в Нордхаузене, командированные туда специалисты НИИ-1 недоуменно рассматривали бы оставшиеся там фрагменты ракет. И в итоге, первые импульсы к активизации работ по созданию ракетной техники появились бы лишь к осени 1946 года, после демонстрационных пусков Фау-2.

При таком развитии событий перехват эстафеты носителей ядерного оружия от стратегических бомбардировщиков к баллистическим ракетам, состоялся бы на год-другой позднее, причем при гораздо менее благоприятных для СССР условиях для дальнейшего поддержания паритета.

Автор: Владимир Коровин
Источник: ЦВПИ 26.11.2013

  • Эксклюзив
  • Новости
  • История
  • Проблематика
  • Военно-политическая
  • Россия
  • Европа
  • Северная Америка
  • США
  • XX век
  • Вторая мировая война

На эту тему: