Приглашение к будущему паритету (часть 3)

Начало: часть 1, часть 2

Проведенная 27 июля англичанами аэрофотосъемка района немецкого ракетного полигона в Польше показала, что немцы его покинули. Через день англо-американская делегация во главе с полковником Сандерсом, состоявшая из экспертов в области вооружения, вылетела в СССР. 31 июля они прибыли в Тегеран, где узнали о том, что визы для въезда в СССР им еще не готовы. Об этом было немедленно сообщено в Лондон и оттуда ретранслировано в Москву.

Личное и секретное послание от г-на Черчилля маршалу Сталину:

В Вашем послании от 22 июля Вы соблаговолили сообщить мне, что Вы дали необходимые указания касательно экспериментальной станции в Дебице.
Группа британских специалистов находится в Тегеране несколько дней в ожидании виз на въезд в Советский Союз, хотя Послу сэру А. Кларку Керру еще 28 июля было поручено просить Советское Правительство дать указание советскому представителю в Тегеране выдать визы.
Вы любезно сообщили мне, что Вы возьмете это дело под Ваше личное наблюдение. Смею ли я поэтому просить Вас дать необходимые указания, с тем чтобы наши специалисты смогли немедленно продолжить свой путь?
3 августа 1944 года.

Ответ был получен на следующий день.

Лично и секретно от премьера И. В. Сталина премьер-министру г-ну У. Черчиллю
Ваше послание от 3 августа относительно экспериментальной станции получил. Советскому Послу в Тегеране поручено незамедлительно дать британским специалистам визы для въезда в СССР.
4 августа 1944 года.

7 августа визы членам делегации, наконец, были выданы. Однако им еще несколько дней пришлось провести в Тегеране, ожидая самолет для полета в Москву. Когда они, наконец, добрались, до советской столицы, членов делегации пригласили в Генеральный штаб, где сообщили, что Близна по-прежнему находится под контролем немцев. В результате, их вылет в Польшу состоялся лишь 2 сентября, а на место бывшего немецкого полигона они прибыли лишь вечером следующего дня. Впрочем, оказалось, что всего лишь в 7-10 км от этих мест все еще шли бои с немцами.

Первыми в районе полигона оказалась группа военных разведчиков, подчиненных генералу И. А. Серову, вслед за которыми в конце августа сюда прибыли и специалисты из Москвы. Члены англо-американской делегации прибыли сюда через неделю, и встретившись с советскими специалистами, приступили к совместным поискам. Пользуясь имевшимися у англичан детальными картами и схемами, подготовленными польскими партизанами, темп поисков значительно возрос. В течение нескольких дней были найдены неповрежденная камера сгорания двигателя Фау-2, топливный бак ракеты, фрагменты документов и пр. Все это было немедленно отправлено в Москву.

Закончив свои поиски, 22 сентября англо-американская делегация вылетела из СССР. К этому времени Лондон уже две недели обстреливался Фау-2 (с 8 сентября) и фрагментов, обнаруживаемых после каждого их падения, было достаточно для любого изучения. Тем не менее, детали ракет, собранные в Польше англичанами и американцами были упакованы в несколько ящиков и затем перевезены в Англию. Перед этим, при нахождении этих деталей в Москве с ними также ознакомились советские специалисты.

В дальнейшем появилась информация, что собранные англичанами в Польше фрагменты Фау-2 были подменены, и в Англию попали детали старых самолетов и моторов. Однако в переписке Сталина и Черчилля это не нашло отражения.

Маршалу Сталину
Уважаемый Маршал Сталин,
Вы, вероятно, помните о тех телеграммах, которыми мы обменялись летом, относительно поездки британских специалистов на германскую испытательную ракетную станцию в Дебице, в Польше, которым Вы соблаговолили оказать содействие.
В настоящее время мне стало известно, что специалисты возвратились в Англию, привезя с собой ценную информацию, которая заполнила некоторые пробелы в наших познаниях о ракетах дальнего действия.
Прошу Вас принять мою благодарность за превосходную организацию этой поездки и за ту помощь, которая была оказана нашей миссии советскими властями.
С искренним уважением
Ваш Уинстон Черчилль, 16 октября 1944 года.

Впрочем, к этому моменту уже было ясно, что надежды, которые руководство Германии возлагало на новые виды вооружения, в первую очередь, ракетные, себя не оправдали. Попытки овладеть оружием, которое позволило бы повергнуть противника в ужас, парализовать его волю к борьбе и принудить к капитуляции, оказались не более чем иллюзией. И вполне справедливо бывший министр вооружений Германии А. Шпеер отметил в своих мемуарах, что «мы переоценили его возможности».

Использование созданного в результате колоссальной концентрации сил и средств ракетного оружия не позволило изменить хода боевых действий по целому ряду причин политического, экономического и военного характера. В итоге, роль немецкого ракетного оружия свелась к:
- отвлечению для борьбы с ним значительных сил английской и американской авиации,
- продолжению воздушной войны против Англии в условиях, когда немецкая бомбардировочная авиация была практически полностью задействована на Восточном фронте.

Тем не менее, применение управляемого ракетного оружия создало наиболее серьезную угрозу для Англии за все время войны. Потери Англии от ракетных ударов составили около четверти всех потерь от немецких бомбардировок за всю войну, вызвав необходимость эвакуации значительного количества жителей Лондона (до полутора миллионов человек) и снизив производительность труда в английской столице на 17%.

Более того, через несколько лет в книге «Крестовый поход в Европу» Д. Эйзенхауэр отметил следующее: «Похоже, что, если бы немцы успели создать и пустить в ход это новое оружие на шесть месяцев раньше, наше вторжение в Европу столкнулось бы с исключительными трудностями и, может, стало бы невозможным. Я не сомневаюсь, что если бы немцы успешно использовали это оружие в течение полугода, избрав одной из основных целей район Портсмута и Саутгемптона, то от операции «Оверлорд» пришлось бы отказаться».

А на состоявшемся после окончания войны Нюрнбергском процессе А. Шпеер сказал: «Военная техника через пять-десять лет даст возможность проводить обстрел одного континента с другого при помощи ракет с абсолютной точностью попадания. Такая ракета, которая будет действовать силой расщепленного атома и обслуживаться, может быть, всего десятью лицами, может уничтожить в Нью-Йорке в течение нескольких секунд миллионы людей, достигая цели невидимо, без возможности предварительно знать об этом, быстрее, чем звук, ночью и днем».

Продолжение следует.

Автор: Владимир Коровин
Источник: ЦВПИ 26.11.2013

  • Эксклюзив
  • Новости
  • История
  • Проблематика
  • Военно-политическая
  • Россия
  • Европа
  • XX век
  • Вторая мировая война

На эту тему: