Пойдёт ли Россия по пути Советского Союза?

«Мы сделаем всё, чтобы не дать возродить Советский Союз»

 Hillary Clinton

 

На сегодняшний день существует немало потенциальных военных угроз для национальной безопасности России, и ее союзников от агрессивных действий мощных в военном отношении государств и военно-политических блоков Евразии. Главной и наиболее опасной военной угрозой остается истощение энергоресурсов и контроль над возможными источниками энергии и маршрутами их транспортировки, а также попытки установления однополярного мирового порядка при экономическом и силовом доминировании США.

В недалёком будущем это может явиться основной причиной вооруженных конфликтов. Это, к сожалению, действительно так. В начале 80-х гг. США был разработан Гарвардский проект – развернутая программа уничтожения СССР и социалистической системы. Так, с развалом СССР, страна лишилась 24% территории, 40% населения; в области промышленности также произошли изменения не в лучшую сторону. Геополитическое положение России на западном и южном направлениях заметно ухудшилось: «на южных границах она вынуждена противостоять, в том числе и вооруженным путем, во-первых, исламскому миру, стремящемуся расширить сферу своего влияния на бывшие советские республики, и, во-вторых, националистическим, фундаменталистским силам Кавказа, угрожающим территориальной целостности самой России» [2]. На западном направлении, переманивание в НАТО стран-союзниц СССР по Варшавскому Договору нанесет удар, во-первых, по экономике России в связи с «подтягиванием» членов альянса к единым стандартам и, следовательно, отказом от импорта российской военной техники; во-вторых, по безопасности РФ, так как американские войска вплотную приблизятся к границам РФ, что позволит им в кратчайшие сроки создать военные группировки в любом регионе Европы.

Стоит отдельно отметить, что на данный момент, благодаря своему расширению на восток США/НАТО превосходят Россию и её основных союзников по ОДКБ в военно-технологическом плане. Так, например, «боевой состав ОВВС НАТО увеличился по боевым самолетам на 15%, боевым вертолетам на 13%, а объединенная система ПВО НАТО в Европе получила более 120 стационарных позиций ЗРК и т.д., что приведет к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания» [2]. Следует вспомнить, что в 2001 году США вышли из Договора по ПРО (1972 г.) и приступили к созданию системы национальной противоракетной обороны на территории Европы.

Предполагается, что основные районы базирования американских Вооруженных Сил расположатся на территориях Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии, Чехии и странах Балтии. Кроме того, процесс расширения НАТО на Восток «затронет и нейтральные страны, которые должны будут внести свой вклад в создание сплошной линии вдоль границ России из государств-членов Североатлантического союза. С октября 1999 г. в зону оперативной ответственности объединенного центрального командования ВС США включены пять среднеазиатских государств: Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан. Годом раньше всё то же объединенное командование включило в сферу своих интересов Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан»[2]. При этом, подчеркивалась необходимость установления прямых контактов с постсоветскими государствами без участия России. С этой целью руководством альянса была создана программа «Партнёрство ради мира» (ПРМ), которая по своей сути является первой ступенью для вступления в НАТО уже для всех государств СНГ и ДКБ. Целью этой программы является, в первую очередь, сотрудничество с НАТО в военной области (боевая подготовка, учения, совместное проведение операций и т.д.). Под якобы «дружескими» намерениями установить стратегическое партнерство с Россией, (для борьбы против терроризма, кризисного регулирования, нераспространения, а также контроля над вооружениями, ПРО ТВД, поиска и спасения на море, сотрудничества в сфере военных реформ) НАТО размещают свои военные объекты у границ зоны ОДКБ, включая прибалтийские страны.

Помимо вышеуказанного, стоит вспомнить, что в 1991 г. была подписана декларация о создании военно-политического блока - Вышеградской группы (V4), в состав которой входят четыре государства Центральной Европы – Венгрия, Польша, Словакия, Чехия. Основная миссия - ускорение интеграции этих государств в ЕС, членами которого они стали уже в 2004 году.

Однако, после достижения своей главной цели, Вышеградская группа продолжила свое существование, определив новую миссию «сдерживания имперских» планов России. В марте 2013 г. V4  подписала соглашение о намерении создать общую боевую группу быстрого реагирования, которое предполагает формирование к 2016 г. полноценной военной группировки численностью в 3 тысячи солдат (Польша предоставит  1600 чел., Чехия – 800, Словакия – 400, Венгрия – 350). Это полностью соответствует планам НАТО по реализации общеевропейской системы безопасности, таким образом, с 2013 г. V4 примает участие в военных учениях «Ответная сила» под эгидой НАТО. Планируется, что данную группу быстрого реагирования можно будет оперативно перебросить в любой район конфликта (время развертывания составит не более 15 дней).

Кроме того, 13 июня 2013 г. США и Польша подписали соглашение о создании на территории Польши базы американских ВВС, а в мае 2012 был размещен американский комплекс ПРО «Пэтриот» в 80 км от российско-польской границы. Вышеградская четверка выразила поддержку планам администрации США по расширению НАТО и повышению её обороноспособности за счет таких государств как Украина, Грузия, Молдавия.

Появление элементов систем ПРО в Восточной Европе, развертывание бригад быстрого реагирования Вышеградской группы и намерение присоединить страны бывшего СССР к НАТО – всё это нацелено на усиление американской военной и политической мощи вблизи границ России. По замыслу руководства НАТО «страны бывшего СССР, окружающие РФ, должны сыграть роль «кольца анаконды», сжимающего Россию и оттесняющего её от морских коммуникаций: Прибалтика блокирует доступ к Балтийскому бассейну; масштабы присутствия российского флота в Чёрном море зависят от Украины и Грузии; сухопутное западное направление закупоривают прозападная Молдавия и опять же не особо сговорчивая Украина»[1].

После успешной реализации Гарвардского проекта появился Хьюстонский проект, нацеленный на расчленение России на мелкие государства и недопущения её возрождения в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы.

России и сегодня предлагается отдать Курильские острова и всё Приморье Японии, и установить взамен торговые отношения с ней, а Калининград сдать в аренду Германии. Так, академик РАН А. Сахаров в своём проекте Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии писал: «Бывшая РСФСР образует республику Россия и ряд других республик. Россия разделена на 4 экономических района – европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в ряде других функций»[4].  В своем интервью  «Associated Press» в 1976 г. он заявил: «Западный мир несёт на себе огромную ответственность в противостоянии тоталитарному миру социалистических стран… Требуется политическое давление на СССР с целью противостоять тоталитарной угрозе… Единство требует лидера, таким по праву является самая мощная в экономическом, технологическом и военном отношении из стран Запада – США».

В мае 2013 года стало известно о передачи Китаю части земли Таджикистана в счёт погашения внешнего долга. Переданные земли в Горно-Бадахманской автономной области, якобы не пригодные для жизни, необходимы КНР не только из-за сосредоточения месторождений полезных ископаемых, в том числе урана, но и из-за важного военно-стратегического потенциала, позволяющего контролировать безопасность спорных территорий. И это далеко не первый случай подобной передачи своих земель Таджикистаном всё тому же Китаю: было подсчитано, что последний получил около 1,5 тысячи км2  земли РТ.

В Кыргызстане выступили с предложением «распилить» страну и продать её по частям самым развитым государствам мира оптом и в розницу, получив при этом от двух до десяти миллиардов долларов. По замыслу автора этой идеи Урана Чекирбаева, сотрудника Государственного фонда развития экономики, на месте Киргизии возникнет новое государство – Соединенные Штаты Кыргызстана. При этом восточная часть, граничащая с Китаем, отойдет Великобритании, Германии и Франции, на гористой местности постоят свои курорты Дания и Швеция, а США смогут установить военные базы. Кроме этого, планируется раздать сферы управления и экономики государства: Минфин и Нацбанк, например, США; МВД – Израилю; энергетику – Франции.

На Украине предлагается отделить запад страны и сделать его частью Европы.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть необходимость развития и укрепления Организации Договора о Коллективной Безопасности, чтобы избежать вышеописанных сценариев развития некоторых государств. В соответствии с Уставом ОДКБ выделяются следующие задачи: защита территориально-экономического пространства стран-участниц от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов и экстремистов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Но вместо этого в РФ сегодня ведутся дискуссии на высшем уровне о том, что было бы неплохо вступить в блок НАТО, что совместная ПРО защитит Россию, Европу и Атлантику и т.д. А в самих США проводятся меры по нейтрализации российских ракет, чтобы в случае возможной агрессии против России она не представляла никакой опасности. Таким образом, окруженная и беззащитная экс-супердержава станет марионеткой в руках Америки в их будущем конфликте с Китаем.

Автор: Юлия Паршкова

Литература:

1. Гулевич В. Статья: Вышеградская группа готовится к саммиту НАТО. http://www.fondsk.ru/news/2012/04/23/vyshegradskaja-gruppa-gotovitsja-k-sammitu-nato-13956.html
2. Коровянский А.И., Лутовинов В.И. Военная Безопасность Российской Федерации и её обеспечение в современных условиях./ Под общ. ред. Макаренко И.К. - М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 70-93
3. Николаенко В.Д. ОДКБ: истоки, становление, перспективы. – М.: Научная книга, 2004г. С.143-156
4. Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии - http://www.sakharov-archive.ru
5. Устав Организации Договора о Коллективной Безопасности - http://www.odkb.gov.ru/b/azg.htm

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Новейшее время