Пойдёт ли Россия по пути Советского Союза?

Версия для печати

«Мы сделаем всё, чтобы не дать возродить Советский Союз»

 Hillary Clinton

 

На сегодняшний день существует немало потенциальных военных угроз для национальной безопасности России, и ее союзников от агрессивных действий мощных в военном отношении государств и военно-политических блоков Евразии. Главной и наиболее опасной военной угрозой остается истощение энергоресурсов и контроль над возможными источниками энергии и маршрутами их транспортировки, а также попытки установления однополярного мирового порядка при экономическом и силовом доминировании США.

В недалёком будущем это может явиться основной причиной вооруженных конфликтов. Это, к сожалению, действительно так. В начале 80-х гг. США был разработан Гарвардский проект – развернутая программа уничтожения СССР и социалистической системы. Так, с развалом СССР, страна лишилась 24% территории, 40% населения; в области промышленности также произошли изменения не в лучшую сторону. Геополитическое положение России на западном и южном направлениях заметно ухудшилось: «на южных границах она вынуждена противостоять, в том числе и вооруженным путем, во-первых, исламскому миру, стремящемуся расширить сферу своего влияния на бывшие советские республики, и, во-вторых, националистическим, фундаменталистским силам Кавказа, угрожающим территориальной целостности самой России» [2]. На западном направлении, переманивание в НАТО стран-союзниц СССР по Варшавскому Договору нанесет удар, во-первых, по экономике России в связи с «подтягиванием» членов альянса к единым стандартам и, следовательно, отказом от импорта российской военной техники; во-вторых, по безопасности РФ, так как американские войска вплотную приблизятся к границам РФ, что позволит им в кратчайшие сроки создать военные группировки в любом регионе Европы.

Стоит отдельно отметить, что на данный момент, благодаря своему расширению на восток США/НАТО превосходят Россию и её основных союзников по ОДКБ в военно-технологическом плане. Так, например, «боевой состав ОВВС НАТО увеличился по боевым самолетам на 15%, боевым вертолетам на 13%, а объединенная система ПВО НАТО в Европе получила более 120 стационарных позиций ЗРК и т.д., что приведет к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания» [2]. Следует вспомнить, что в 2001 году США вышли из Договора по ПРО (1972 г.) и приступили к созданию системы национальной противоракетной обороны на территории Европы.

Предполагается, что основные районы базирования американских Вооруженных Сил расположатся на территориях Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии, Чехии и странах Балтии. Кроме того, процесс расширения НАТО на Восток «затронет и нейтральные страны, которые должны будут внести свой вклад в создание сплошной линии вдоль границ России из государств-членов Североатлантического союза. С октября 1999 г. в зону оперативной ответственности объединенного центрального командования ВС США включены пять среднеазиатских государств: Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан. Годом раньше всё то же объединенное командование включило в сферу своих интересов Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан»[2]. При этом, подчеркивалась необходимость установления прямых контактов с постсоветскими государствами без участия России. С этой целью руководством альянса была создана программа «Партнёрство ради мира» (ПРМ), которая по своей сути является первой ступенью для вступления в НАТО уже для всех государств СНГ и ДКБ. Целью этой программы является, в первую очередь, сотрудничество с НАТО в военной области (боевая подготовка, учения, совместное проведение операций и т.д.). Под якобы «дружескими» намерениями установить стратегическое партнерство с Россией, (для борьбы против терроризма, кризисного регулирования, нераспространения, а также контроля над вооружениями, ПРО ТВД, поиска и спасения на море, сотрудничества в сфере военных реформ) НАТО размещают свои военные объекты у границ зоны ОДКБ, включая прибалтийские страны.

Помимо вышеуказанного, стоит вспомнить, что в 1991 г. была подписана декларация о создании военно-политического блока - Вышеградской группы (V4), в состав которой входят четыре государства Центральной Европы – Венгрия, Польша, Словакия, Чехия. Основная миссия - ускорение интеграции этих государств в ЕС, членами которого они стали уже в 2004 году.

Однако, после достижения своей главной цели, Вышеградская группа продолжила свое существование, определив новую миссию «сдерживания имперских» планов России. В марте 2013 г. V4  подписала соглашение о намерении создать общую боевую группу быстрого реагирования, которое предполагает формирование к 2016 г. полноценной военной группировки численностью в 3 тысячи солдат (Польша предоставит  1600 чел., Чехия – 800, Словакия – 400, Венгрия – 350). Это полностью соответствует планам НАТО по реализации общеевропейской системы безопасности, таким образом, с 2013 г. V4 примает участие в военных учениях «Ответная сила» под эгидой НАТО. Планируется, что данную группу быстрого реагирования можно будет оперативно перебросить в любой район конфликта (время развертывания составит не более 15 дней).

Кроме того, 13 июня 2013 г. США и Польша подписали соглашение о создании на территории Польши базы американских ВВС, а в мае 2012 был размещен американский комплекс ПРО «Пэтриот» в 80 км от российско-польской границы. Вышеградская четверка выразила поддержку планам администрации США по расширению НАТО и повышению её обороноспособности за счет таких государств как Украина, Грузия, Молдавия.

Появление элементов систем ПРО в Восточной Европе, развертывание бригад быстрого реагирования Вышеградской группы и намерение присоединить страны бывшего СССР к НАТО – всё это нацелено на усиление американской военной и политической мощи вблизи границ России. По замыслу руководства НАТО «страны бывшего СССР, окружающие РФ, должны сыграть роль «кольца анаконды», сжимающего Россию и оттесняющего её от морских коммуникаций: Прибалтика блокирует доступ к Балтийскому бассейну; масштабы присутствия российского флота в Чёрном море зависят от Украины и Грузии; сухопутное западное направление закупоривают прозападная Молдавия и опять же не особо сговорчивая Украина»[1].

После успешной реализации Гарвардского проекта появился Хьюстонский проект, нацеленный на расчленение России на мелкие государства и недопущения её возрождения в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы.

России и сегодня предлагается отдать Курильские острова и всё Приморье Японии, и установить взамен торговые отношения с ней, а Калининград сдать в аренду Германии. Так, академик РАН А. Сахаров в своём проекте Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии писал: «Бывшая РСФСР образует республику Россия и ряд других республик. Россия разделена на 4 экономических района – европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в ряде других функций»[4].  В своем интервью  «Associated Press» в 1976 г. он заявил: «Западный мир несёт на себе огромную ответственность в противостоянии тоталитарному миру социалистических стран… Требуется политическое давление на СССР с целью противостоять тоталитарной угрозе… Единство требует лидера, таким по праву является самая мощная в экономическом, технологическом и военном отношении из стран Запада – США».

В мае 2013 года стало известно о передачи Китаю части земли Таджикистана в счёт погашения внешнего долга. Переданные земли в Горно-Бадахманской автономной области, якобы не пригодные для жизни, необходимы КНР не только из-за сосредоточения месторождений полезных ископаемых, в том числе урана, но и из-за важного военно-стратегического потенциала, позволяющего контролировать безопасность спорных территорий. И это далеко не первый случай подобной передачи своих земель Таджикистаном всё тому же Китаю: было подсчитано, что последний получил около 1,5 тысячи км2  земли РТ.

В Кыргызстане выступили с предложением «распилить» страну и продать её по частям самым развитым государствам мира оптом и в розницу, получив при этом от двух до десяти миллиардов долларов. По замыслу автора этой идеи Урана Чекирбаева, сотрудника Государственного фонда развития экономики, на месте Киргизии возникнет новое государство – Соединенные Штаты Кыргызстана. При этом восточная часть, граничащая с Китаем, отойдет Великобритании, Германии и Франции, на гористой местности постоят свои курорты Дания и Швеция, а США смогут установить военные базы. Кроме этого, планируется раздать сферы управления и экономики государства: Минфин и Нацбанк, например, США; МВД – Израилю; энергетику – Франции.

На Украине предлагается отделить запад страны и сделать его частью Европы.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть необходимость развития и укрепления Организации Договора о Коллективной Безопасности, чтобы избежать вышеописанных сценариев развития некоторых государств. В соответствии с Уставом ОДКБ выделяются следующие задачи: защита территориально-экономического пространства стран-участниц от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов и экстремистов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Но вместо этого в РФ сегодня ведутся дискуссии на высшем уровне о том, что было бы неплохо вступить в блок НАТО, что совместная ПРО защитит Россию, Европу и Атлантику и т.д. А в самих США проводятся меры по нейтрализации российских ракет, чтобы в случае возможной агрессии против России она не представляла никакой опасности. Таким образом, окруженная и беззащитная экс-супердержава станет марионеткой в руках Америки в их будущем конфликте с Китаем.

Автор: Юлия Паршкова

Литература:

1. Гулевич В. Статья: Вышеградская группа готовится к саммиту НАТО. http://www.fondsk.ru/news/2012/04/23/vyshegradskaja-gruppa-gotovitsja-k-sammitu-nato-13956.html
2. Коровянский А.И., Лутовинов В.И. Военная Безопасность Российской Федерации и её обеспечение в современных условиях./ Под общ. ред. Макаренко И.К. - М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 70-93
3. Николаенко В.Д. ОДКБ: истоки, становление, перспективы. – М.: Научная книга, 2004г. С.143-156
4. Сахаров А.Д. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии - http://www.sakharov-archive.ru
5. Устав Организации Договора о Коллективной Безопасности - http://www.odkb.gov.ru/b/azg.htm

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Новейшее время