Подписано рамочное соглашение о совместном проектировании и строительстве подводных лодок "Амур-1650" для ВМФ Китая

Новейшей российской неатомной подводной лодкой четвертого поколения проекта 1650 "Амур" (экспортный вариант проекта 677Э "Лада") заинтересовался Китай. ОАО "Рособоронэкспорт" подписало рамочный контракт с китайской стороной о совместном проектировании и строительстве четырех таких подлодок для ВМФ Китая. Ожидается, что твердый контракт предположительной стоимостью $2 млрд будет подписан не ранее 2015 года. Это значит, что Китай может опередить Индию и Венесуэлу, ранее проявлявших интерес к проекту "Амур-1650".

 
О том, что "Рособоронэкспорт" договаривается с Китаем о совместном производстве подлодок проекта "Амур-1650", рассказал источник, близкий к спецэкспортеру российских вооружений. По его словам, в конце августа стороны подписали рамочный контракт, предполагающий совместное проектирование и строительство четырех таких подлодок "в формате 2/2" (две из них будут строиться в России, а еще две в Китае). "Экспорт технологий — не единственная аналогия с планируемым индийским тендером (по закупке шести неатомных подлодок). Предполагается, что комплектующие китайского производства в конечной продукции составят не более 30%. Подписание твердого контракта ожидается не ранее 2015 года",— сообщил источник, отказавшись обсуждать его сумму.
 
Другой источник, знакомый с ситуацией, добавил, что "контракт по подлодкам крайне важен для России и стоит во главе президентского списка проектов с Китаем". По его данным, допсоглашение на проведение первого этапа работ может быть подписано до конца этого года. При этом завод-изготовитель с российской стороны пока не определен, утверждает он.
 
В "Рособоронэкспорте" возможный китайский контракт по подлодкам не комментируют. Однако в середине ноября замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Константин Бирюлин заявил "Интерфакс-АВИ", что Китай является "нашим стратегическим партнером", добавив, что "в 2011-2012 годах стороны обменялись визитами делегаций и ознакомились с производственной базой и имеющимися возможностями судостроительных и судоремонтных предприятий России и Китая".
 
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Лада" разработана ЦКБ "Рубин" (Санкт-Петербург). В конце 1990-х годов две лодки были заложены на "Адмиралтейских верфях" (еще два корпуса — в 2005-2006 годах). Длина — 66,8 м, диаметр прочного корпуса — 7,1 м, надводное водоизмещение — 1765 т (подводное — 2650 т), предельная глубина погружения — 300 м, скорость подводного хода — 21 узел, автономное плавание — 45 суток, время пребывания под водой — до 25 суток (с ВНЭУ). Вооружена крылатыми ракетами Club-S, торпедами и минами (боезапас — 18 единиц). Экипаж — 35 человек.
 
Головной корабль проекта "Лада" "Санкт-Петербург" принят в опытную эксплуатацию ВМФ РФ в мае 2010 года и сейчас проходит усиленную эксплуатацию. Но этой весной проект оказался под угрозой закрытия. Тогда бывший главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что "в существующем виде "Лада" ВМФ России не нужна". Позднее он пояснил, что речь шла о силовой установке "Санкт-Петербурга", которая не соответствовала заявленным характеристикам. Однако в мае решением нового главкома ВМФ Виктора Чиркова на "Адмиралтейских верфях" возобновлено строительство двух серийных корпусов — "Кронштадт" и "Севастополь", которые будут достроены по модернизированному техпроекту. Кроме того, сейчас ведется строительство первого поставочного образца воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). По оценкам господина Высоцкого, первая российская подлодка с ВНЭУ может быть создана в 2014 году.
 
Субмарины "Амур-1650" для Китая будут оснащены ВНЭУ иностранного производства, утверждает источник, знакомый с ходом переговоров. "По требованию инозаказчика энергоустановка будет их собственная, созданная на базе воздухонезависимого двигателя Стирлинга",— сообщил он, отказавшись назвать страну-производителя. Отметим, что двигатель Стирлинга отличают малая токсичность продуктов сгорания топлива и малошумность. Благодаря этим достоинствам на него обратили внимание шведские судостроители, использовавшие его на подлодке типа Gotland (спроектирована в 1985-1990 годах шведской Kockums, может находиться под водой непрерывно до 20 суток). В настоящее время все подлодки ВМС Швеции оснащены двигателями Стирлинга. Подобные двигатели установлены также на японских подлодках типа "Сорю".
 
Источники уверяют, что заказчик не сможет скопировать нашу технику: не позволят ограничения по контракту. Кроме того, Россия и Китай готовятся подписать соглашение по правам интеллектуальной собственности в сфере ВТС — об этом 6 декабря публично заявил курирующий вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. "Китайская сторона сигнализирует о том, что они полностью восприняли наш сигнал по уважению интеллектуальной собственности российских производителей. Данное соглашение будет подготовлено и в ближайшее время подписано",— сказал он.
 
Таким образом, Китай может стать первым покупателем "Амур-1650", опередив Индию, до сих пор считавшуюся главным претендентом на эти подлодки. О планах Индии объявить тендер по закупке и лицензионному производству шести неатомных подлодок на $10,7 млрд стало известно в конце прошлого года. Тогда же сообщалось, что "Рособоронэкспорт" предлагает индийской стороне "Амур-1650". Индии даже был представлен проект. Одно из условий тендера — наличие ВНЭУ. Официально тендер до сих пор не объявлен. Ранее интерес к подлодкам "Амур-1650" проявляла Венесуэла.
 
Ситуацию усугубляет то, что в последнее время Индия и Китай оказались на пороге конфликта из-за претензий Пекина на месторождения в Южно-Китайском море, которые контролирует Вьетнам, а разрабатывает индийская госкомпания Oil and Natural Gas Corp. (ONGC). Чтобы защитить свои интересы, Дели пригрозил направить военные корабли в спорный район. Китайские же власти собираются с 1 января 2013 года принудительно досматривать иностранные суда в этой зоне.
 
Основу неатомного подводного флота Китая составляют подлодки российского производства проектов 877 и 636, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. "За постсоветское время на вооружение ВМС Китая было принято 12 таких лодок (всего на вооружении Китая состоят 50 подлодок). Кроме того, у китайцев есть подлодки собственного производства, которые внешне близки к нашим 636-м. Но, судя по всему, они достаточно шумные и не слишком удовлетворяют китайских военных, лучшим индикатором чего может стать контракт по "Амурам"",— отмечает эксперт. По его оценкам, от возможного контракта с Китаем с учетом планов по передаче технологий Россия может выручить до $2 млрд. В свою очередь, подводный флот ВМС Индии довольно скромный и состоит всего из десяти российских подлодок проекта 636М Kilo, четырех немецких лодок постройки HDW и атомной подлодки Akula-2 (проект 971), арендованной у России за $1 млрд.
 
Источник: газета "Коммерантъ", 20 декабря 2012 года
 

"Санкт-Петербург", неатомная подводная лодка проекта 677, класс "Лада" ("Амур 1650", проект 677Э, экспортный вариант)

Торпедные аппараты, шт. 6
Боезапас, ед./калибр, мм 18/533
Нормальное водоизмещение, м.куб. 1765
Главные размерения, длина х ширина, м 66,8 х 7,1
Полная подводная скорость, узл. 21
Дальность плавания экономической скоростью 3-4 узла, миль 650
Дальность плавания в режиме РДП со скоростью 7 узлов, миль 600
Предельная глубина погружения, м 300
Автономность плавания, сутки 45
Экипаж, чел. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История проекта

Начиная с конца 50 гг. в СССР возобновилось строительство дизельных подводных лодок (ДПЛ) с торпедным и ракетным вооружением. После завершения в 1968 г. создания серии ДПЛ пр.651 строительство неатомных ПЛ продолжалось по проектам 641Б и 877, оснащенных только торпедным вооружением. Однако с середины 80 гг. за рубежом стали производиться ДПЛ с противокорабельными ракетами (ПКР) "Гарпун", запускаемых из торпедных аппаратов (ТА).

В 1987 г. по заданию отечественного ВМФ ЦКБ МТ "Рубин" (в последующем ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин") приступило к разработке ДПЛ пр.677 класса "Лада". Целесообразность этого подтверждалась положительным опытом многолетней эксплуатации ВМФ России и флотами других государств ДПЛ пр.613 (Whiskey), 641 (Foxtrot), 641Б (Tango), 877 и 636 (Kilo). Проект завершился успешной разработкой двух вариантов неатомной ДПЛ пр.677 и 677Э.

В декабре 1997 г. на государственном предприятии (ГП) "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге (генеральный конструктор Ю.Н. Кормилицын) были заложены головные корабли этого проекта - ДПЛ "Санкт-Петербург" класса "Лада" (для отечественного ВМФ) и ДПЛ типа "Амур" ("Амур 950" и "Амур 1650", для экспортных поставок). Они представляют собой неатомные ДПЛ четвертого поколения с дизель-электрическими установками, новым вооружением, механизмами и оборудованием.

ДПЛ пр.677 "Санкт-Петербург" для российского ВМФ была спущена на воду 8.09.2004 г., в октябре 2006 г. завершились швартовые и первый этап испытаний, а в январе 2007 г. начался заключительный этап ее ходовых испытаний. Первая серийная ДПЛ пр.677 "Кронштадт" была заложена 28.07.2005 г., вторая "Петрохаводск" – в первом квартале 2006 г. с принятием на вооружение в 2008 г. и 2009 г. соответственно.

ДПЛ пр.667Э предназначена для экспорта и имеет несколько вариантов исполнения, отличающихся водоизмещением (от 200 т до 2400 т) и типом двигательной установки.

Назначение

Подводная лодка пр.677 класса "Лада" предназначена для проведения самостоятельных операций на морских коммуникациях против подводных лодок и кораблей противника в ограниченном районе, осуществления противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, постановки минных заграждений и других задач. По словам генерального конструктора проекта Юрия Кормилицинина, подводная лодка представляет собой своего рода морского подводного охотника, способного уничтожать любые цели.

Конструктивные особенности ДПЛ пр.677

ДПЛ пр.677 "Санкт Петербург" класс "Лада" в конструктивном исполнении похожа на лодки пр.877 и 636, однако в ее архитектуре, по утверждению проектанта, не использована ни одна единица оборудования, применявшегося ранее на лодках указанных выше проектов. Впервые с 40 гг. ХХ века в практике отечественного подводного кораблестроения создана ПЛ однокорпусной архитектуры с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, что позволило снизить ее водоизмещение почти в 1,3 раза.

Внутренний прочный корпус, соосный с внешним, стальной и по всей длине практически одинакового диаметра с носовой и кормовой частями сферической формы. По длине он разделен плоскими переборками на пять водонепроницаемых отсеков, а по высоте - платформами на три яруса. Внешний легкий корпус имеет хорошую обтекаемую форму с высокими гидродинамическими характеристиками. При ограждении выдвижных устройств подобном лодкам пр.877 и 636, ДПЛ пр.677 отличается от них крестообразным кормовым оперением и расположением передних горизонтальных рулей на ограждении, что снизило до минимума помехи в работе гидроакустического комплекса.

Все жилые помещения размещены в третьем отсеке с двухместными каютами для командного состава и отдельной каютой для командира. Прием пищи предусмотрен в кают-компании с буфетной, запасы продовольствия размещены в специальных (охлаждаемых и неохлаждаемых) помещениях, а камбуз, при малых габаритах и энергопотреблении, обеспечивает быстрое приготовление горячей пищи с сохранением вкусовых и питательных качеств продуктов. Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали, обеспечивающих длительное ее хранение без потери вкусовых качеств, запасы которой пополняются с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. Водоснабжение обеспечивает удовлетворяет питьевые и гигиенические (мытье посуды, душ) потребности экипажа.

Автономность плавания по условиям обитаемости и запасам топлива, продовольствия и питьевой воды составляет 45 суток.

Главная энергетическая установка

Она традиционна и представляет собой дизель-электрическую энергетическую установку (ДЭУ) с полным электродвижением. Включает два дизель-генератора с выпрямителями (4 отсек), всережимный главный гребной электродвигатель с постоянными магнитами (мощность 4100 кВт) и две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой (1 и 3 отсеки). Могут быть варианты ГЭУ с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), в качестве которой может быть установлена электрохимический генератор.

Мощность дизель-генераторов обеспечивает обычный и ускоренный заряд аккумуляторной батареи, что значительно сокращает время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.

Всережимный гребной электродвигатель, работающий в режиме главного гребного электродвигателя (ГЭД) и электродвигателя экономического хода, приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт большого диаметра. Максимальная скорость подводного и надводного хода достигает 21 и 10 узлов соответственно, дальность плавания экономическим ходом - 650 миль. ДПЛ пр.677 с комбинированной главной энергетической установкой в составе ДЭУ и ВНЭУ имеет существенно большую дальность непрерывного подводного плавания.

Скрытность

ДПЛ пр.677 класса "Лада" отличается высокой степенью скрытности, что достигнуто за счет реализации большого объема мероприятий по снижению физических полей. Этому способствовало, в первую очередь, использование механизмов и источников энергии новой разработки - дизель-генераторов переменного вместо постоянного тока и низкооборотного всережимного ГЭД, позволившего отказаться от ГЭД экономического хода. По сравнению с ДПЛ пр.877 (класс Kilo), которую за малошумность называют "черной дырой", шумность "Лады", по утверждению разработчиков, снижена в несколько раз. Это, в сочетании с высокоэффективным гидроакустическим комплексом, обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, в т.ч. и особо малошумных подводных лодок, на значительном расстоянии.

Оборудование

ДПЛ пр.677 класса "Лада" имеет эффективный гидроакустический комплекс, предназначенный для слежения за окружающей обстановкой и своевременного обнаружения противника. Он включает высокочувствительные стационарные две бортовые и одну носовую шумопеленгаторные антенны большой площади, которыми в настоящее время не обладают ни одна из аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Кроме этих антенн может быть использована выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода из верхнего вертикального стабилизатора.

Для обеспечения безопасности кораблевождения подводная лодка класса "Лада" оснащена инерциальной навигационной системой, обеспечивающей выработку данных о месте ее нахождения и параметрах движения, необходимый для использования бортового вооружения.

Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами автоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте. На установлен командирский перископ с каналом ночного видения и лазерным дальномером.

Комплект средств радиосвязи обеспечивает надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. При нахождении на большой глубине используется буксируемая радиоантенна, выпускаемая из прочного корпуса. Радиолокационная система с активной и пассивной антеннами на подъемно-мачтовом устройстве имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и служит для обеспечения информацией о надводной и воздушной обстановке.

Работа всех средств радиоэлектронного оборудования координируется боевой информационно-управляющей системой "Литий".

Вооружение

Торпедно-ракетное вооружение неатомной ДПЛ пр.677 включает шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с автоматической механической перезарядкой. В составе боезапас к ним (18 единиц) могут быть универсальные торпеды (типа УСЭТ-80, УГСТ), скоростные противолодочные ракеты типа "Шквал", противокорабельные крылатые ракеты типа "Бирюза", мины.

Система стрельбы обеспечивает одиночное и залповое применение оружия. Готовность к залпу двумя торпедами из дежурных торпедных аппаратов измеряется секундами. Цикл подготовки оружия и стрельба полностью автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.

Особенности ДПЛ пр.677Э семейства "Амур"

Подводные лодки семейства “Амур” ("Амур 950", "Амур-1650") являются экспортным вариантом дизель-электрических подводных лодок класса "Лада" и могут эксплуатироваться в любом районе Мирового океана (кроме районов со сплошным ледовым покрытием) с любыми метеоусловиями в мелководных и глубоководных акваториях. При их создании предусмотрена установка оборудования отечественного производства и производства заказчика, а также третьих стран.

ПЛ семейства "Амур" имеют автоматизированное управление всеми механизмами и вооружением, что позволяет значительно сократить численность экипажа.

В составе мощного арсенала вооружения может быть ракетный комплекс "Клаб-С". В отличие от ДЭПЛ пр.877ЭКМ класса "Кило", состоящих на вооружении других стран, ПЛ типа "Амур" могут осуществлять залповый пуск этих ракет за время до 2 минут, чем резко снижается возможность защиты от них и повышается эффективность поражения целей.

Так, вооружение ПЛ "Амур 950" включает: 10 пусковых универсальных вертикальных ракетных установок с ПКР 3М-54Э1 и/или ракетами против наземных целей 3М-14Э; 4 торпедных аппарата с универсальными торпедами и двумя запасными торпедами. Для самообороны имеются малогабаритные приборы гидроакустического противодействия, размещенные в пусковых установках в надстройке ПЛ.

Предусмотрена возможность оснащения неатомных ДПЛ типа "Амур" воздухонезависимыми энергетическими установками (ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин", НПО "Энергия") с электрохимическими генераторами, значительно увеличивающими автономность и дальность плавания. Установка с запасами реагентов размещается в специальном отсеке-модуле, который может быть встроен в подводную лодку при постройке или в ходе ремонта (модернизации).

Кроме того, "Амур" будет иметь более длительные, по сравнению с ДПЛ западного производства, сроки эксплуатации до заводского ремонта.

Источник: информационное агентство "Оружие России"

  • Новости
  • Аналитика
  • Вооружения и военная техника
  • Вооружения и военная техника
  • Военно-морской флот
  • Россия
  • XXI век
  • XX век

На эту тему: