Российский аэрокосмический проект «Воздушный старт»

Версия для печати

О проблемах и перспективах российского аэрокосмического проекта «Воздушный старт»

Мы продолжаем публиковать на нашем портале материалы об авиационно-космических системах и о российском аэрокосмическом проекте «Воздушный старт», любезно предоставленные авторами Б.В.Бальмонтом,  А.С.Карповым и  Р.К.Ивановым(предыдущая статья "О развитии отечественных средств выведения в космос космических аппаратов и пилотируемых кораблей"). Проект является международным и на данном этапе в нем участвуют авиационные и ракетно-космические компании России, Украины и Индонезии.

В российско-индонезийском научно-техническом и военно-техническом сотрудничестве этот проект занимает особое место ввиду очевидных для специалистов перспектив развития подписанных в 2003 и в 2006 годах. двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в космической области. Разрабатываются планы постройки на острове Биак в индонезийской провинции Папуа нового авиационно-космического порта для вывода на различные орбиты спутников. После запуска Россией  12 февраля 2000 года  с  космодрома «Байконур» первого индонезийского спутника связи «Гаруда-1» интерес к российскому проекту в Индонезии растет не только в соседних странах АСЕАН, но и в  международных аэрокосмических кругах, где нарастает конкуренция между государственными  и государственно-частными компаниями, разрабатывающими подобные проекты.

От редакции eurasian-defence.ru, В.Т.Джунковский

Бальмонт Борис Владимирович,  член Консультационного совета при руководстве РКА, председатель Межведомственного совета по проекту «Энергия-Буран» в 1975-1981 гг., Герой социалистического труда, академик  Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

 

 

 

Карпов Анатолий Степанович – Генеральный директор «Аэрокосмической корпорации «Воздушный старт» с 1999 г. по  н.в., академик  Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

 

 

 

 

Иванов Роберт Константинович, Главный конструктор проекта «Воздушный старт»  в 1999-2011 гг., академик  Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

 

 

 

 

Аннотация

В опубликованной статье авторов «О возможном развитии отечественных средств выведения в космос космических аппаратов и пилотируемых кораблей» обсуждались преимущества авиационно-ракетных систем доставки в космос различных космических аппаратов и грузов.

Воздушный старт ракет-носителей с борта авиационного носителя по сравнению с их запуском со стационарных наземных стартовых установок позволяет повысить грузоподъемность ракет-носителей, снизить экономические затраты на выведение спутников в космос, расширить диапазон реализуемых наклонений орбит, вынести трассы полета и районы падения отделяемых элементов ракет-носителей (отработавших ступеней и головных обтекателей) с территории России в малосудоходные районы мирового океана, обеспечить безопасную посадку на воду и эвакуацию экипажей пилотируемых кораблей в нештатных ситуациях.

В предлагаемой статье излагаются материалы по российскому проекту «Воздушный старт», реализуемому одноименной корпорацией «Воздушный старт» с участием авиационных и ракетно-космических компаний России, Украины и Индонезии и имеющему целью создание новой системы запуска спутников с улучшенными техническими и экономическими характеристиками.

Эта система «Воздушный старт» с использованием ракеты-носителя легкого класса массой около 100 тонн обеспечивает запуски легких спутников на низкие (до 2 тыс. км), средние (10-20 тыс. км), геопереходные, геостационарную орбиты и отлетные траектории к Луне и планетам Солнечной системы.

Концепция проекта «Воздушный старт»

В проекте предусматривается осуществлять пуски ракеты-носителя со спутниками на борту на высоте 10-11 км с воздушной стартовой   платформы,   в  качестве которой будет использоваться модификация самого тяжелого в мире серийного транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан», созданного в 1983 г. украинским государственным предприятием АНТК  им. О.К. Антонова (рис. 1).

Рисунок 1 - Самолет-носитель Ан-124-100 «Руслан»

Двухступенчатая ракета-носитель «Полет» системы «Воздушный старт»     (рис. 2) создается с использованием передовых ракетных технологий, созданных в России по программе пилотируемой ракеты-носителя «Союз» и подтвердивших высокую надежность и безопасность

Ракета-носитель «Полет» использует экологически безопасные компоненты ракетного топлива «жидкий кислород + керосин».

На первой ступени используется модифицированный жидкостной ракетный двигатель НК-43 (НК-33-1), созданный для лунной ракеты-носителя Н-1 и отработанный до надежности 0,998. В качестве второй ступени ракеты-носителя «Полет» используется третья ступень ракеты-носителя «Союз-2» с усовершенствованным ракетным двигателем РД-0124.

Рисунок 2 - Ракета-носитель «Полет»

На начальном этапе эксплуатации ракеты-носителя «Полет» для снижения затрат и сокращения времени на ее создание двигательная установка первой ступени может быть принята аналогичной двигательной установке  первой ступени легкой ракеты-носителя «Союз-1», создаваемой в настоящее время в «ЦСКБ-Прогресс»: с существующим маршевым двигателем НК-33А и рулевым существующим четырехкамерным двигателем РД 0110Р.

Для доставки спутников  на  различные высокие орбиты и отлетные траектории ракета-носитель оснащается космическим разгонным блоком, являющимся улучшенной модификацией разгонного блока «Л» ракеты-носителя «Молния» с кислородно-керосиновым ракетным двигателем 11Д58МФ (тягой 5 тс), работы по которому на базе существующего двигателя 11Д58М на разгонном блоке «ДМ» ведутся в настоящее время в РКК «Энергия» им. С.П. Королева.

Использование в проекте существующих в России ракетных технологий обеспечивает минимальные стоимость и сроки создания системы «Воздушный старт», ее наилучшие технические и экономические характеристики.

Наилучшим размещением космопорта на территории России для проекта «Воздушный старт» является перспективный российский космодром «Восточный»: близость акваторий Охотского моря и Тихого океана обеспечивают наилучшие условия для выбора оптимальных трасс на активном участке полета ракеты-носителя.   

С целью достижения максимальной грузоподъемности ракеты-носителя на геопереходные и геостационарную орбиты Корпорация «Воздушный старт» совместно с индонезийскими партнерами предусматривает создание коммерческого космопорта  системы «Воздушный старт» на экваторе в Индонезии на о. Биак (рис. 3) на базе аэродрома Frans Kaisiepo (рис. 4,5), где будут располагаться необходимые сооружения и средства для подготовки самолета-носителя, ракеты-носителя, космического разгонного блока и спутника к запуску в космос, а также средства управления подготовкой и запуском, в том числе командный пункт.

Рисунок 3  -  Расположение аэродрома пуска Frans Kaisiepo (о.Биак, Индонезия)

Рисунок 4 - Общий вид аэропорта Frans Kaisiepo на о.Биак

Рисунок 5 -  Коммерческий космопорт системы «Воздушный старт»

Схема функционирования системы «Воздушный старт»

Этапы  функционирования системы «Воздушный старт» приведены на   рис. 6 и начинаются с загрузки ракеты-носителя с космическим разгонным блоком, размещенными в пусковом контейнере и прошедшими полный цикл проверок, в грузовой отсек самолета-носителя на аэродроме «Безымянка» в городе Самара (Россия) вблизи завода-изготовителя «Прогресс».

Рисунок 6 - Схема функционирования системы «Воздушный старт»

После доставки ракеты-носителя и космического разгонного блока на космодром «Восточный» или на космопорт в Индонезию осуществляется интеграция ракеты-носителя и спутника, предварительно доставленного на космопорт, прошедшего предусмотренный объем предполетного тестирования, установку необходимых элементов и заправку компонентами топлива. Установка спутника на ракету-носитель может осуществляться   в  специально создаваемом на космопорте   техническом   комплексе,    либо непосредственно в самолете-носителе.

По окончании сборки пускового комплекса, его предполетных проверок и заправки самолета-носителя, ракеты-носителя и космического разгонного блока компонентами топлива и газами осуществляется вылет самолета-носителя в расчетную зону пуска.

В расчетной зоне пуска для создания ракете-носителю благоприятных условий при ее десантировании из самолета-носителя и наилучших начальных условий ее полета, самолет носитель реализует специальный маневр «Горка» с выходом на параболическую траекторию, обеспечивающую в течение 6-10 секунд режим полета близкий к невесомости, когда нормальная перегрузка на ракету-носитель не превышает 0,1…0,3 единицы. Это позволяет в 2…2,5 раза увеличить десантируемую массу ракеты-носителя по сравнению с обычным десантированием в горизонтальном полете и, соответственно, увеличить ее грузоподъемность. В момент достижения самолетом-носителем на режиме «Горка» максимального угла наклона траектории к местному горизонту (угол кабрирования около 20°) осуществляется выброс ракеты-носителя из самолета-носителя  с помощью специального пускового контейнера с использо-ванием пневматической системы выталкивания с пороховым аккумулятором давления. Процесс выхода ракеты-носителя из самолета-носителя длится около 3-х секунд, продольная перегрузка не превышает  1,5 единицы.

После десантирования ракеты-носителя и последующей реализации участков полета первой и второй ступеней ракеты-носителя и космического разгонного блока, осуществляется отделение спутника при выходе на заданную орбиту.

Технология десантирования из самолета тяжелых грузов, значительно превышающих по массе грузы, десантируемые в горизонтальном полете самолета, реализована  в нашей стране в 1987-1990-х годах по программе «Энергия-Буран»  в интересах отработки спасения многоразовых ракетных блоков первой ступени ракеты-носителя «Энергия». Технология предусматривает десантирование тяжелых грузов на режимах полета самолета близких к невесомости.

«Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина» под руководством Генерального конструктора ОКБ «Ильюшин» Новожилова Г.В. с участием   ГК НИИ ВВС имени В.П. Чкалова на военно-транспортном самолете Ил-76МД выполнено 12 десантирований тяжелых грузов массой до 44,6 т (при допустимых десантируемых грузах в горизонтальном полете  около 20 т). По  программе испытаний предусматривалось доведение массы десантируемых грузов до 60 т. Испытания проводились с аэродрома «Кировское» в Крыму со сбросом грузов на воду на полигоне «Чауда» феодосийского филиала ГК НИИ ВВС.

Испытанная технология десантирования грузов в режиме полета самолета-носителя близком к невесомости позволяет по проекту «Воздушный старт»  десантировать в зоне пуска ракету-носитель массой 100 тонн и более в пределах грузоподъемности  самолета-носителя Ан-124-100 «Руслан».

Схема полета

Схема полета системы «Воздушный старт» (рис. 7,8) обеспечивает запуски спутников на околоземные орбиты практически с любым наклонением. Такая возможность реализуется за счет полета самолета-носителя с заправленной ракетой-носителем и спутником с суммарной массой около 100 тонн в зону пуска, расположенную на удалении до   4,5…5 тыс. км от космопорта. При этом зона пуска при планировании конкретного полета будет выбираться из условия обеспечения заданного наклонения орбиты спутника, расположения трассы полета и районов падения отделяемых элементов ракеты-носителя в малосудоходных акваториях Мирового океана, а также необходимости посадки самолета-носителя после пуска ракеты-носителя на ближайшие аэродромы, способные принять самолет Ан-124-100 «Руслан».

Рисунок 7 - Схема полета системы «Воздушный старт» с космодрома «Восточный»

Рисунок 8 - Схема полета системы «Воздушный старт» с космопорта Frans Kaisiepo (о.Биак)

На рисунке 8, для примера, показаны три зоны пуска, расположенные от о. Биак на удалении от 150 км до 2500 км и обеспечивающие запуски от экваториальных орбит до орбит с наклонением 115° и более.

Реализуемый «Воздушным стартом» диапазон наклонений орбит обеспечивает выведение в космос всех легких спутников на мировом рынке космических услуг в пределах своей грузоподъемности.

После запуска спутников из приведенных зон пусков самолет-носитель может осуществить посадку на аэродром  о. Биак при запусках спутников на орбиты с наклонениями 0…30°, на аэродром г. Порт-Морсби в Папуа-Новая Гвинея при запусках спутников на орбиты с наклонениями 30…80° и на аэродромы о. Ява или о. Тимор в Индонезии при запусках спутников на орбиты с наклонениями 80…115° и более.

Энергетические возможности системы  «Воздушный старт»

На рисунке 9 приведены энергетические возможности системы «Воздушный старт», из которого следует, что ракета-носитель «Полет» способна выводить спутники массой до 3,5 тонн на низкие полярные орбиты, до 4,5 тонн на низкие экваториальные орбиты,  до 0,85  тонны на орбиты навигационных систем «Глонасс» и «Galileo», до 0,8 тонны  на геостационарную орбиту. При  оснащении  геостационарных спутников апогейной двигательной установкой, обеспечивающей переход спутника с геопереходной орбиты на геостационарную орбиту, ракета-носитель «Полет» позволит выводить на геостационарную орбиту спутники массой до 1 тонны. К Луне и на отлетные траектории система «Воздушный старт» будет способна запускать космические аппараты массой 1…1,2 тонны.

Рисунок 9  - Энергетические возможности системы «Воздушный старт»

Такие возможности по грузоподъемности «Воздушный старт» имеет благодаря воздушному запуску ракеты-носителя на высоте 10…11 км.

На рисунке 10 показаны преимущества, которые имеет воздушный запуск по сравнению с традиционным наземным запуском ракеты-носителя: возможность установки на первой ступени маршевого ракетного двигателя с пустотным соплом, реализация оптимальной траектории полета из-за исключения необходимого при наземном старте вертикального начального участка полета, использование сообщаемой самолетом-носителем начальной скорости ракете-носителю, уменьшение аэродинамических и гравитационных потерь характеристической скорости при выведении на орбиту, так  как с высоты 10…11 км  ракета-носитель будет преодолевать менее 1/3 земной атмосферы. Кроме того, при расположении трассы полета над  акваторией  Мирового океана, районы падения отделяемых элементов     ракеты-носителя могут выбираться оптимальными без потерь выводимого полезного груза. Суммарная грузоподъемность ракеты-носителя с воздушным запуском увеличивается в 1,5 раза  по   сравнению    с наземными ракетами-носителями аналогичного класса.

Существенное преимущество вносит расположение коммерческого космопорта системы «Воздушный старт» в непосредственной близости от экватора, около 1 градуса ю. ш. (рис. 3).

Рисунок 10 -  Сравнение грузоподъемности ракет-носителей наземного и воздушного стартов при  выведении на низкую околоземную орбиту высотой 200 км

Это позволяет осуществлять запуски спутников на геостационарную орбиту с меньшими потерями характеристической скорости по сравнению с запусками с российских космодромов «Плесецк» и «Байконур», соответственно, на 1200 м/с и 900 м/с. Сравнительные возможности легких ракет-носителей наземного старта  и  системы «Воздушный старт» по   выведению    геостационарных спутников с российских космодромов   и  с  экватора  представлены на   рисунке 11   и убедительно демонстрируют преимущества системы «Воздушный старт».

Рисунок 11 - Сравнение грузоподъемности ракет-носителей наземного и Воздушного стартов при выведении на низкие  и геостационарную орбиты

Надежность, безопасность

Особое внимание при разработке Аэрокосмической системы «Воздушный старт» уделяется обеспечению ее высокой надежности и безопасности. Как отмечалось выше, все важнейшие элементы системы: самолет-носитель, ракета-носитель, космический разгонный блок, а также наземные системы подготовки к пуску и управления полетом, - создаются на базе испытанных высоконадежных авиационных и ракетных технологий.

Все режимы полета самолета-носителя, включая «Горку», реализуются в пределах штатных летно-технических характеристик самолета Ан-124-100 «Руслан» и не превышают допустимые нормы летной годности для этого самолета.

Десантирование ракеты-носителя со спутником из самолета-носителя с использованием пускового контейнера с пневматической системой выталкивания основано на большом опыте пусков боевых баллистических ракет наземного и морского базирования, накопленного в России и других странах, владеющих ракетным оружием. Этот способ десантирования практически не зависит от различных атмосферных и аэродинамических возмущений, которые могут иметь место в момент десантирования, и обеспечивает максимальную надежность по сравнению  с другими способами, использующими парашюты.

Ракета-носитель и разгонный блок системы «Воздушный старт» суммарно используют три ракетных двигателя, которые потенциально во всех ракетных системах являются наиболее опасными источниками отказов и аварийных ситуаций. Минимальное количество высоконадежных ракетных двигателей (по одному на каждом ракетном блоке) гарантирует системе «Воздушный старт» наивысшую надежность при выведении спутников в космос, которая оценивается величиной 0,99.

Значительное внимание разработчики системы «Воздушный старт» уделяют безопасности экипажа самолета-носителя и операторов ракеты-носителя и спутника на борту самолета-носителя.

При возникновении нерасчетных ситуаций или отмене запланированного запуска спутника во время полета в зону пуска самолета-носителя с ракетой-носителем и спутником на борту, предусматривается слив из баков ракеты-носителя всего жидкого кислорода в атмосферу, перелив ракетного керосина в резервный бак самолета-носителя и его посадка без топлива в ракете-носителе на предусмотренные аэродромы. Это обеспечивает безопасность экипажа, сохранность ракеты-носителя и спутника и возможность их повторного запуска (первый уровень безопасности).

В случае возникновения во время полета в зону пуска второго отказа (второй нерасчетной ситуации), исключающего слив ракетного топлива из ракеты-носителя, экипаж самолета-носителя может выполнить неплановое десантирование ракеты-носителя без запуска спутника в космос. При этом ракета-носитель и спутник будут утеряны, самолет-носитель с экипажем и операторами осуществит посадку на запланированные аэродромы (второй уровень безопасности).

Третьим уровнем безопасности экипажа и операторов, при невозможности слива ракетного топлива и непланового десантирования ракеты-носителя, является покидание самолета-носителя с использованием индивидуальных средств и парашютов, предусмотренных в комплектации самолетов Ан-124 «Руслан» военной модификации.

С целью обеспечения безопасности самолета-носителя, его экипажа и операторов, включение ракетного двигателя первой ступени ракеты-носителя после ее десантирования осуществляется на безопасном удалении от самолета-носителя (около 250 м), которое определено моделированием взрыва всего ракетного топлива в случае аварийного разрушения этого двигателя и ракеты-носителя на высоте 10 … 11 км.

Экологическая безопасность системы «Воздушный старт» обеспечивается использованием экологически чистого ракетного топлива «жидкий кислород + керосин».

«Воздушный старт» на мировом рынке  космических услуг

Аэрокосмическая система «Воздушный старт», по мнению ее разработчиков, найдет широкое применение на мировом рынке космических услуг благодаря ее привлекательным потребительским свойствам: высокой надежности за счет использования отработанных российских ракетных технологий, универсальности применения для доставки спутников на любые околоземные орбиты и отлетные траектории, экологической безопасности, а также умеренным ценам запусков легких спутников.   На  рис.  12  и   13    приведены удельные коммерческие стоимости выведения спутников (стоимость выведения 1 кг.) на низкие околоземные орбиты и геостационарную орбиту, соответственно. Из графиков на этих рисунках следует, что система «Воздушный старт» имеет наименьшую в своем классе удельную стоимость выведения и уступает только конверсионным ракетам-носителям, модифицированным из боевых баллистических ракет.

Анализ прогноза мирового рынка запусков до 2018 года, опубликованного европейской компанией Euroconsult, показал,  что  система  «Воздушный старт»  способна  обеспечить выведение на низкие околоземные орбиты практически всех   легких     спутников    (рис.    14), а также на средние орбиты спутников российской и европейской навигационных систем «Глонасс» и «Galileo», на геостационарную орбиту и отлетные траектории - космических аппаратов массой до 1 тонны.

Рисунок 12 - Удельная коммерческая стоимость выведения полезной нагрузки  на низкую опорную орбиту Н=200 км, i=90°

Рисунок 13 - Удельная коммерческая стоимость выведения полезной нагрузки на геостационарную орбиту (перевод с геопереходной на геостационарную орбиту средствами космического аппарата)

Рисунок 14 - Возможности эксплуатируемых и разрабатываемых средств выведения легкого класса по доставке спутников на низкоорбитальном сегменте мирового рынка стартовых услуг  (в % от рынка)

Международная кооперация по проекту

Проект «Воздушный старт» реализуется с участием широкой кооперации ракетно-космических и авиационных компаний России, Украины и  Индонезии. Российские компании «Аэрокосмическая корпорация «Воздушный  старт»   и «Государственный Ракетный Центр имени академика В.П. Макеева»  приняли  на себя головную роль по проекту: разработку общей технической концепции проекта, создание ракетных и космических элементов системы «Воздушный старт», их наземную и летную    отработку,  а  также   завершающие летные испытания системы с выведением в космос грузовых макетов или космических аппаратов.

Украинская    компания   «Антонов» является разработчиком самолета-носителя на базе тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан», модификация которого в самолет-носитель будет осуществляться на российском авиационном заводе «Авиастар-СП».

Работы  по  сооружению  космопорта   в Индонезии   на   аэродроме   Frans   Kaisiepo (о. Биак) будет осуществлять  индонезийская компания, являющаяся совместным предприятием индонезийских и российских участников проекта. Она также  будет  оператором   пусковых   услуг   при запусках спутников в космос с территории Индонезии.

Координацию работ по проекту «Воздушный старт» в этих странах осуществляет «Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт».

Заключение

Представленный в настоящей статье инновационный аэрокосмический проект «Воздушный старт» создается с целью расширения возможностей по освоению космоса в интересах развития экономики России, а также повышения уровня жизни людей во многих странах мира. 

Б.В. Бальмонт, А.С. Карпов,  Р.К. Иванов

Послесловие

С момента первой публикации данной статьи в  Общероссийском научно-техническом журнале «Полет» (№9, 2012 г.) авторы получили многочисленные отклики и хотели бы в порядке развернувшейся дискуссии сообщить следующее:

Ответ авторов статьи в журнале «Полет» №8 и №9 по авиационно-космическим системам и проекту «Воздушный старт»

После публикации наших статей в №8 и №9 журнала «Полет» о возможном развитии отечественных средств выведения в космос космических аппаратов и пилотируемых кораблей, а также о проекте «Воздушный старт», разрабатываемом в корпорации того же названия, в адрес редакции и авторов поступил ряд откликов, в большинстве которых читатели поддерживают необходимость дальнейших работ в области авиационно-космических систем выведения в космос и практического осуществления проекта «Воздушный старт».

Авторы благодарят читателей за эту поддержку и высказанные критические замечании, которые безусловно будут учтены в дальнейших работах.

В то же время, в наш адрес был высказан ряд критических и даже злобных упреков, которые мы не можем оставить без ответа. Прозвучали, например, обвинения в плагиате и использовании материалов других авторов. Были высказаны упреки в непоследовательности отстаивания проекта «Воздушный старт» как альтернативы созданию космодрома «Восточный».

Авторы, ни в коей мере, не приписывают себе приоритета идеи запуска космических аппаратов  с  авиационных носителей:  самолетов, экранолетов. Не одни они развивают и пропагандируют эти идеи.

В статье, помещенной  в №8 журнала «Полет», приведен ряд авиационно-ракетных систем выведения, работы над реализацией которых велись и ведутся в  настоящее время во многих странах мира. Проект «Пегас» реализован в США в конце прошлого века.

Для России, с ее географическим положением, когда практически вся ее территория находится севернее 50° с.ш., запуски спутников на орбиты с  малым наклонениями, в том числе на широко используемую в мире геостационарную орбиту, всегда сопряжены со значительными потерями выводимой массы, и следовательно, с экономическими потерями.

Известно, например, что  грузоподъемность ракеты-носителя «Союз» на геостационарную орбиту (ГСО) при ее старте с французского космодрома «Куру» в три раза больше, чем при  ее старте на эту орбиту с космодрома «Байконур» или «Восточный».

Стремление повысить грузоподъемность отечественных средств выведения и их конкурентоспособность на мировом рынке запусков спутников и явилось причиной обратиться к авиационно-ракетным средствам выведения в космос. За счет их мобильности и возможности доставки ракеты-носителя в район ее старта с малой широтой существенно увеличивается грузоподъемность на ГСО и улучшается  экономическая отдача. Кроме того, мобильность обеспечивает реализацию безопасных трасс полета и районов  падения отделяемых от ракеты-носителя элементов в малосудоходных акваториях Мирового океана.

Таким образом, «Воздушный старт» не является альтернативой космодрому «Восточный», а дополнительно расширяет возможности отечественных средств выведения и способствует их конкурентоспособности на мировом рынке космических запусков.

Что касается плагиата и использования материалов других авторов, то по этим вопросам можем дать следующую информацию:

  • материалы  статьи, опубликованной   в №9 журнала «Полет»,  полностью основаны на разработках, проведенных в 2000-2005 гг. корпорацией «Воздушный старт» совместно с российскими и украинскими организациями ракетно-космической и авиационной промышленности,  и материалах эскизного проекта системы «Воздушный старт», который был защищен в феврале 2006 г. на Научно-техническом совете Российского космического агентства;
  • новые технические и технологические решения по проекту «Воздушный старт», разработанные в эскизном проекте и подтвержденные моделированием на российских предприятиях и  на испытательно-пилотажном стенде (ИПС-400) в ГП «Антонов» (Украина), защищены 24 патентами в шести странах мира,  владеющими ракетными технологиями (США, Украина, Франция, Германия, Великобритания, Россия).

Б.В. Бальмонт, А.С. Карпов,  Р.К. Иванов

  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Вооружения и военная техника
  • Россия
  • СНГ
  • XXI век