Открытое акционерное общество «Брянский завод колёсных тягачей-Алмаз-Антей» (ОАО «БЗКТ-Алмаз-Антей»)

О предприятии

Компания ОАО «БЗКТ-АЛМАЗ-АНТЕЙ» осуществляет производство автомобилей специального назначения. Машины семейства «БАЗ» успешно несут службу в Вооружённых силах России и за рубежом. На них смонтированы такие известные системы вооружения, как тактические ракетные комплексы «Луна», «Точка», «Ока», противокорабельный ракетный комплекс «Редут», зенитно-ракетный комплекс «Оса», реактивная система залпового огня «Ураган», а также радиолокационные комплексы, командные пункты, пусковые установки и транспортные машины комплексов ПВО С-300 и С-400. Всего за полувековую историю завода серийно изготовлено около 11 тысяч единиц шасси и тягачей БАЗ, на которых смонтировано свыше 40 образцов вооружения и военной техники, состоящих на снабжении не только Вооружённых Сил России, но и армий более чем 20 иностранных государств.

История предприятия

Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал московского завода ЗИЛ для изготовления комплектующих: ведущих мостов, лебёдок, раздаточных коробок, подвесок и других деталей для автомобилей ЗИЛ-131. Базой для создания нового предприятия послужило тракторное производство Бежицкого сталелитейного завода. Уже в 1959 году из Москвы на завод было перенесено производство автомобильной техники для нужд армии, а в 1960 году на БАЗе было создано специальное закрытое конструкторское бюро и самостоятельное производство. В 1961 году первая разработка завода, БАЗ-930, проходил испытания, но в серию не пошёл, и вместо него завод начал выпуск модификации московского ЗИЛ-135Л: ЗИЛ-135ЛМ, с механической коробкой передач, переработанные БАЗ-135МБ, 135МБК. Эти четырёхосные машины отличались характерным расположением осей — средние сближены, передняя и задняя разнесены и управляемые.

В середине 1960-х годов в КБ завода было начато проектирование трёхосных плавающих шасси с полным приводом. В работе использовались заделы и конструктивные принципы, взятые у автомобилей ЗИЛ, такие как бортовая трансмиссия и крайние управляемые пары колёс. Результатом проектирования стало семейство трёхосных шасси БАЗ-5937/5938/5939 с задним расположением двигателя, ставших основой машин ЗРК Оса и БАЗ-5921/5922 с центральным расположением двигателя, на которых базировался ракетный комплекс «Точка».

С марта 1971 года по заказу Министерства обороны КБ завода начало проектирование новой серии унифицированных четырёхосных шасси, получившей наименование «Основа». В рамках этой разработки были созданы несколько моделей плавающих и сухопутных шасси, получивших широкое распространение. Эту серию отличает попарная группировка осей, передняя пара — управляемая.

Сегодня в России существует лишь одно предприятие, которое может самостоятельно разрабатывать и производить СКШТ для Вооруженных Сил - Брянский автомобильный завод. Негативные процессы, происходившие в России в 1990-е годы, не обошли стороной и Брянский автомобильный завод.

Еще в советский период небольшая часть техники, выпущенной заводом, была направлена в народное хозяйство. В начале 1990-х годов заводскими специалистами были проведены анализ результатов использования техники и переговоры с гражданскими заказчиками, и уже в январе 1992 года нефтяники выдали Брянскому автозаводу техническое задание на разработку шасси с колесной формулой 8х8. Но еще раньше к научно-исследовательской работе над новым семейством СКШТ, получившим название "Вощина-1", были привлечены военные. Уже 25 февраля 1995 года из ворот экспериментального цеха Брянского автомобильного завода выехало первое шасси нового семейства.

Время, в которое разрабатывались и изготавливались первые опытные образцы СКШТ семейства "Вощина-1", было на БАЗе самым тревожным. Никто не знал - будет ли вообще предприятие существовать в дальнейшем и сможет ли освоить серийное производство новой продукции. Понимая, что наши Вооруженные Силы могут вообще остаться без отечественных колесных транспортных средств для тяжелых вооружений, военное руководство помогало чем могло. Иногда генералам даже приходилось просить нефтянников размещать заказы на шасси в Брянске, чтобы хоть как-то поддержать предприятие. Военные всегда заинтересованы в том, чтобы техника двойного назначения, изначально разработанная по тактико-техническим заданиям (ТТЗ) Министерства обороны, находила применение на "гражданке", так как наличие полноприводной техники у гражданских организаций увеличивает мобилизационные возможности страны, тем более наличие такой техники как полноприводные СКШТ. А если увеличиваются объемы производства, то можно снизить себестоимость изделий и легче решать проблемы с улучшением качества продукции, в чем заинтересованы все заказчики.

В начале нового тысячелетия на Брянском автозаводе произошли изменения, которые дали возможность развивать производство. В 2001 году предприятие стало партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС), Брянский автомобильный завод начал возрождаться. В 2003-2004 годах СКШТ семейства "Вощина-1" были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Началось серийное производство новых СКШТ и поставки их по государственному оборонному заказу. Часть техники, созданной на базе семейства "Вощина-1", поставляется гражданским заказчикам.

В марте 2010 года было зарегистрировано ОАО "БЗКТ Алмаз-Антей", которое является совместным предприятием ЗАО "БАЗ" и Концерна ПВО "Алмаз-Антей". Генеральным директором совместного предприятия назначен Соболев Виктор Михайлович.

О продукции

Сегодня в состав семейства "Вощина-1" входят следущие модели:

  • СКШ БАЗ-6909 (базовая модель), колесная формула 8x8.1;
  • СКШ БАЗ-6910 (модель с кабиной увеличенного объема), колесная формула 8x8.1;
  • специальное крановое шасси БАЗ-6909.8, колесная формула 8x8.1;
  • СКШ БАЗ-69092, колесная формула 6x6.1;
  • балластный тягач БАЗ-6306, колесная формула 8x8.1;
  • седельный тягач БАЗ-6402, колесная формула 6x6.1;
  • седельный тягач БАЗ-6403, колесная формула 8x8.1.

Основными особенностями СКШТ семейства "Вощина-1" являются: высокая унификация всех моделей семейства, независимая торсионная подвеска всех колес, позволяющая эксплуатацию с более высокими средними скоростями движения при высокой комфортности условий работы водителя и экипажа, обеспечивающая лучшую сохранность дорог и перевозимого груза; колесные редукторы несоосного типа, обеспечивающие больший клиренс и, соответственно, проходимость, несмотря на меньший, чем у полноприводных автомобилей МЗКТ и КЗКТ, наружный диаметр применяемых шин; осевая нагрузка не превышает 10 тонн, что делает возможным их эксплуатацию на всех видах дорог; низкая высота шасси по кабине, низкая монтажная высота по раме и большая ее длина позволяют разместить крупногабаритное технологическое оборудование, в том числе и над кабиной; централизованная система регулирования давления воздуха в шинах; система гидроусиления руля с дублирующим (аварийным) насосом, что повышает безопасность движения и обеспечивает возможность буксирования с неработающим двигателем; в систему выхлопа включен моторный замедлитель, что повышает безопасность движения на длительных спусках; применение в трансмиссии принудительной блокировки дифференциалов для повышения проходимости; отборы мощности для привода различного оборудования заказчика; элементы для крепления монтируемого оборудования на раме и мотоотсеке.

Высокая унификация достигнута за счет модульного принципа изготовления СКШТ. Основными модулями являются: рама, опорно-ходовой модуль, мотоотсек и кабина. Количество осей (от трех до шести) и их размещение по базе, двигатель (можно устанавливать моторы семейств ЯМЗ-849, ЯМЗ-7511, ТМЗ-8424 и др.), кабина (может устанавливаться как обычная кабина, так и кабина увеличенного объема; без бронирования, с локальным бронированием или бронированная) и длина рамы выбираются исходя из применения и надстройки, которую требуется установить на СКШ, а для балластных и седельных тягачей - исходя из массы буксируемого прицепа или полуприцепа соответственно. Из модулей можно собирать шасси грузоподъемностью до 45 тонн под монтаж практически всех ныне существующих и перспективных ВВТ (кроме пусковых установок передвижных ракетных комплексов РВСН), балластные тягачи для тяжелых артсистем или самолетов и седельные тягачи, которые могут транспортировать полуприцепы полной массой до 70 тонн. В семейство "Вощина-1" не входят полноприводные 5-осные и 6-осные СКШ, но если от Министерства обороны будет заказ, на заводе могут в сжатые сроки разработать в рамках семейства "Вощина-1" и поставить на производство такие шасси, удовлетворяющие требованиям военных. Следует заметить, что для гражданских заказчиков с конца 1990-х годов поставляются 5-осные БАЗ-69096 (колесная формула 10x8.1) и 6-осные БАЗ-69099 (колесная формула 12x12.1), созданные на базе моделей семейства "Вощина-1", однако пока военными 5- и 6-осные модели не востребованы, хотя есть что монтировать!

Сегодня СКШТ семейства "Вощина-1" используются под монтаж различных объектов вооружения. Из наиболее известных можно назвать использование седельных тягачей БАЗ-6402 в составе зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-300 и С-400. Пусковые установки, буксируемые БАЗ-6402, неоднократно показывались публично и даже участвовали в военных парадах на Красной площади в Москве.

Седельный тягач БАЗ-6403 предназначен для буксирования специальных полуприцепов полной массой до 70 т по всем видам дорог и местности и полуприцепов полной массой до 90 т по дорогам с твердым покрытием и улучшенным грунтовым дорогам. БАЗ-6403 может применяться как для перевозки тяжелой военной техники, так и для буксирования специальных изделий из состава ЗРС С-300 и С-400.

Балластные тягачи БАЗ-6306 применяются для буксирования артиллерийских систем 2А36 "Гиацинт-Б", а также могут использоваться в составе ЗРС С-300 и С-400 для буксирования прицепных систем энергоснабжения. В 2005 году была разработана модификация балластного тягача с кабиной увеличенного объема, чтобы в ней мог разместиться артиллерийский расчет. Для буксирования самолетов на аэродромах была разработана специальная комплектация тягача БАЗ-6306-014, на котором установлены дополнительно передняя тяговая вилка, дополнительное зеркало на кабине для контроля сцепки, фара-искатель установлена сбоку кабины. Тягач БАЗ-6306-014 оснащен укороченной платформой без тента, надставных решеток, скамеек и передвижного борта для крепления грузов. В 2009 году пять таких тягачей были поставлены в ВВС Российской Армии.

СКШ БАЗ-6909 применяется для монтажа кузова-фургона типа К6909 (используется для размещения оборудования различного назначения), для монтажа радиолокационных модулей различного диапазона радиолокационного комплекса "Небо-М", для монтажа оборудования самоходной огневой установки зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" (опытный образец шасси успешно прошел Государственные испытания), для монтажа оборудования самоходной пусковой установки ЗРС "Триумфатор-М" (изготовлен опытный образец шасси).

СКШ БАЗ-69092 применяется в радиолокационном комплексе "Гамма-С" для монтажа многофункциональной РЛС и командного пункта. Комплектация БАЗ-69092-021, оснащенная грузовой платформой, применяется для буксирования дизельных электростанций из состава ЗРС С-300 и С-400.

СКШ БАЗ-6910 применяется для монтажа кузова-фургона типа К6910 (предназначен для размещения оперативного состава командных пунктов управления и других целей), для монтажа оборудования антенно-подъемных модулей комплекса радиотехнической разведки "Сбор-1" и других аналогичных изделий, для размещения оборудования ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС, для размещения оборудования станции радиоэлектронной борьбы.

Специальное крановое шасси БАЗ-6909.8 предназначено для монтажа крановой установки крана производственно-технического назначения КС-6973БМ-У1 грузоподъемностью 50 т. Автокраны на шасси БАЗ-6909.8 серийно производятся с 2007 года и закупаются инженерными войсками, войсками ПВО ВВС и ВМФ Вооруженных Сил РФ. Крановая установка дооборудована в соответствии с требованиями для работы с разрядными грузами.

Сайт предприятия http://www.baz32.ru/

  • Предприятия ВПК
  • Вооружения и военная техника
  • Россия