Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: роль восточных регионов и транспортной инфраструктуры в стратегии евразийской интеграции

Мысль одна – культура наших стран должна быть интегрирована, нам
необходимо работать над созданием единой евразийской цивилизации[2]

В. Грусман, директор музея
 
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения,
глубоко затрагивающие 
интересы Российской Федерации и ее граждан[3]
 
Концепция внешней политики России
 
 
Стратегия евразийской интеграции с географической (пространственной), политической и экономической точек зрения должна исходить из представления о единстве Евразии, более того политико-экономической целостности, определенной самостоятельности субъектности всего континента. Это хорошо видно уже из новейшей истории, например, противостоянии Великобритании и России во второй половине XIX века от черноморских проливов и Крыма, до Центральной Азии и Дальнего Востока. Все эти политические, экономические и индустриальные процессы, проходившие в XIX веке, самым тесным образом были связаны со строительством дорог, прежде всего, железных, портов и движением огромных масс людей, осваивающих все новые и новые территории. Так, за год до последней битвы и взятия Геок-Тепе русскими войсками было начато строительство Закаспийской железной дороги, которая вышла вскоре к Ашхабаду, а затем и Ферганской долине. Примерно в это же время (в 1891 году)  было начать строительство с двух сторон (от Владивостока к Хабаровску и от Урала к Байкалу) Транссиба, что через десять лет закончилось гигантской магистралью протяженностью в 7,5 тыс. км и продолжением ж/д через Харбин к Владивостоку и Порт-Артуру «Эпопея трансазиатской магистрали, – пишет А. Неклесса, – это геополитическая сценография, связанная с не слишком известным вторым туром «большой игры», которая развернулась вокруг предполагаемого наследства Китая…»[4]
 
В XX и XXI веке борьба за Евразию продолжалась, вовлекая в нее активнее уже не только европейские державы, но и страны АТР, примером чему служит не только II-ая Мировая война, но и войны в Индокитае, на Корейском полуострове и в Центральной Азии. Резкий экономический рост ряда стран АТР и Евразии, их возросшее политическое и военное влияние, совершенно по-новому ставят проблему соперничества и транспортных коридоров Евразии и АТР. От этих коридоров сегодня во все большей степени зависят уже не только темпы экономического роста, но и степень суверенитета (Пример экстерриториальности КВЖД – прообраз).
 
В это связи важным вопросом является отношения евразийских государств со странами соседних регионов, прежде всего, странами АТР, значительная часть которых политически и экономически входит в ареал евразийского пространства. Учитывая же существующую неопределенность относительно того, какие именно страны географически, экономически и геополитически входят в АТР, можно сказать, что их взаимовлияние нас евразийские государства невозможно игнорировать. Фактически некоторые страны АТР, особенно если говорить о торгово-экономических отношениях, прямо влияют не только на процесс евразийской интеграции, но и даже на внутреннюю политику стран Евразии. Это относится не только к США и Канаде, где такое влияние очевидно, но и Австралии, Индонезии, Филиппинах.
 
Это влияние усиливается и в связи с тем, что ряд стран АТР фактически возглавляют или определяют позицию влиятельных международных организаций как глобального (ООН, ВБ, МВФ и др.), так и регионального (АСЕАН, ШОС, АТЭС) значения.
 
 
Европа, Азия и АТР: стратегия интеграции
 
…определиться по современным, наиболее эффективным 
способам достижения целей – мы обязаны[5]
 
С. Нарышкин, Председатель Госдумы ФС РФ
 
Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях
на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое
обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей.
Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных
приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивилизационных разломов,
наращивания усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций,
призванного обеспечить гармоничное развитие...[6]
 
Концепция внешней политики России
 
 
Стратегия евразийской интеграции России должна исходить из неоспоримого факта, что «малая Евразия» (постсоветское пространство) является частью всей Евразии, а значит не исключает, а предполагает своими составными частями Западную и Центральную Европу с одной стороны, и страны АТР, – с другой. Это не только географическая, но и геополитическая реальность. Не смотря на существующую огромную разницу в культурном и экономических аспектах, их единство, прежде всего с точки зрения безопасности и географической взаимозависимости становится все более и более заметным в эпоху глобализации. Тем более неверно «вычленять» СНГ или ТС, граничащие географически, политически и экономически с Евросоюзом и АТЭС, что изначально было бы не только неверно, но и политической ошибкой. Тем более нельзя изначально при разработке стратегии евразийской интеграции противопоставлять страны ТС (ОДКБ) или их будущих партнеров Евросоюзу или странам Юго-Восточной Азии. Такое узкое толкование стратегии уже будет неверно политически и потому, что у целого ряда европейских и азиатских государств есть потенциал участия в евразийской интеграции. Так, не случайно парламентские делегации Афганистана и Сербии были приняты в апреле 2013 года в качестве наблюдателей при парламентской ассамблеи ОДКБ[7].
 
В этой связи остро стоит такой политико-идеологический вопрос как самоидентификация России. Понятно, что Россия – исторически и культурно-европейская страна, которая многие столетия испытывала на себе серьезнейшее влияние Азии. Это влияние в XXI веке, однако, не привело к повороту России в сторону Азии. Что привело во втором десятилетии уже не просто к ослаблению ее позиций на этом континенте, но и очевидно отрицательной динамике развития ее восточных регионов.
 
О.А. Подберезкина
_____________
 
[1] Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана (более 40 государств). Развитие международных отношений, экономического сотрудничества, борьба с терроризмом связано с такими региональными организациями, как АСЕАН, АТЭС, АРФ, ШОС и др.
 
[2] Мадияр Д. Культурная интеграция // Независимая газета. 2012. 25 июня. С. 10.
 
[3] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ. 12 июля 2008 г.
 
[4] Неклесса А. Трансъевразийский трамплин // Независимая газета. 2013. 10 апреля. С. 5.
 
[5] Нарышкин С.Е. Конституция как идея // Российская газета. 2013. 10 апреля. С. 12.
 
[6] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом России В.В. Путиным 13 февраля 2013 г. / президент.рф
 
[7] Афганистан и Сербия стали наблюдателями при ПА ОДКБ / Эл. ресурс «ЦВПИ». 2013. 12 апреля / http://eurasian-defence.ru
 
  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Проблематика
  • Невоенные аспекты
  • Россия
  • США