Взаимосвязь развития стран АТР и евразийской интеграции

Россия считает важными формирование и продвижение в Азиатско-Тихоокеанском регионе
партнерской сети региональных объединений. Особое значение в этом контексте придается
укреплению роли ШОС в региональных и глобальных делах, конструктивное влияние которой
на положение дел в регионе в целом заметно возросло [1]

Концепция внешней политики России
 
 
Пока что не существует политических и экономических механизмов сотрудничества формирующегося Евразийского союза со странами АТР, хотя такая объективная потребность очевидно усиливаются. Но существуют и активизируются российские механизмы сотрудничества, которые могут стать прообразом, основой для евразийских. И не только в рамках формата ТС – АТЭС, что было бы очевидно выгодно всем сторонам.
 
Для дальнейшего развития странам АТР требуются дополнительные сырьевые и энергетические ресурсы. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, к 2030 г. энергопотребление в Китае при сохранении отмеченных выше темпов роста может увеличиться более чем в 2 раза, в Республике Корея – почти в 1,5 раза, в Японии – приблизительно на 20% к текущему уровню[2].
 
В связи с этим, страны АТР заинтересованы в использовании российских ресурсов, сосредоточенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это, прежде всего, энергетическое сырье, металлы, лесопродукция, морепродукты. С учетом своих собственных планов и проектов страны АТР проявляют определенный интерес к российским транспортным коридорам – Транссибу, Северному морскому пути и др. В будущем их интерес может распространиться на российские водные ресурсы и сельхозпродукцию.
 
Один из таких «фундаментальных и динамичных изменений» стала стремительно растущая мощь и влияние государств АТР в мире. И не только экономического и финансового, но и политического и военного. Это хорошо видно на их доли в мировом экспорте и импорте, которая за последние 15–20 лет изменилась качественно, заметно «подвинув» позиции ведущих развитых государств[3].
 
Внешняя торговля остается главной формой внешнеэкономических связей стран Азии. В течение четырех десятилетий она характеризовалась высокими темпами роста экспорта, в результате эти страны принципиально улучшили свои позиции в мировой торговле.
 
 
 
Отдельно необходимо сказать о стремительно растущем влиянии азиатских стран на мировые финансы.
 
В частности, в начале 2007 г. примерно 2,8 трлн долл., или 80% всех долларовых резервов приходилось на центральные банки Азиатских стран: Китай – 1066 млрд долл., Япония – 884, Тайвань – 260, Южная Корея – 186[5]. К 2012 году доля ЗВР Китая, Японии и России в мире выросла еще больше…
 
При этом структура международных резервов с точки зрения доли иностранных валют практически не менялась последние 20 лет, что свидетельствует о прочности позиций американского доллара, не смотря на всю его необеспеченность и огромный бюджетный дефицит США.

Доли резервных валют в международных резервах[6] (%)


По мере усиления экономии Китая и Японии, а также их доли в ЗВР мира, неизбежно встает вопрос о роли юаня и возможного превращения его в резервную мировую валюту, либо (в перспективе) даже вытеснения американского доллара.

Для России в этой связи становится очень важным вопрос о ее доли золота в ЗВР страны, которые за 2000–2012 год достигли стабильно высокого уровня (3-е место в мире), но формировались преимущественно за счет доллара и евро. Как отмечал ведущий российский экономист В. Андрианов, доля золота в ЗВР России неоправданно мала. Действительно, исторически эта доля практически не менялась с 1917 года[7].
 
От Советского Союза Россия унаследовала в 1991 г. 485 т золота. В 1993 г. золотой запас России был равен 305 т, или 9,8 млн тройских унций. По этому показателю страна занимала 17-е место в мире.
 
По состоянию на 1 января 1995 г. официальные запасы золота в России составляли 321,8 т, из них 189,0 т находились в Центральном банке России и 132,8 т – в хранилищах Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням.
 
К середине 2005 г. золотой запас России составлял 386,3 т. Россия занимала 14-е место в мире по данному показателю, на ее долю приходилось 4,1% общемирового золотого запаса. Стоимость золота в составе золотовалютных резервов Центрального банка России оценивалась примерно в 3,7 млрд долл.[8]
 
В июне 2007 г. золотой запас России составлял в 401,7 рыночная стоимость золота в составе золотовалютных резервов Центрального банка России составляла примерно 8,5 млрд долл.[9].
 
____________
 
[1] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом России В.В. Путиным 13 февраля 2013 г. / президент.рф
 
[2] World Energy Forecast 2030. U.S. Energy Information Administration. Office of Energy Markets and bid Use. Washington, 2011; Korzlnibaev A.G., Eder L.V. Oil and Gas Production in Siberia and the Far East. Prospects of Development and Delivery to the Republic of Korea // International Journal of Asian Economics. 2010. № 1. P. 189–210; A Long-term Vision of Natural Gas Infrastructure in Northeast Asia – 2007 year version / M. Hirata, K. Kanekio, A.E Kontorovich, A.G. Korzhubaev, B.G. Saneev, A.F. Safronov, L.V. Eder, I.V. Filimonova, A.N. Kalmychek, O. Ohashi et al. Tokyo: Asian Pipeline Research Society of Japan, Tokyo, 2009. P. 67
 
[3] Потапов М.А., Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии: Учебник. М.: Международные отношения, 2011. С. 171.
 
[4] International Trade Statistics 2010. Geneva: WTO, 2010. P. 15; World Trade 2010 and Prospects for 2011. Geneva: WTO, 2011. P. 19, 21.
 
[5] Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования. 11 марта 2008 г. / www.viperson.ru
 
[6] Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended 30.04.2006. Appendixes. P. 130.
 
[7] Андрианов В. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура и эффективность использования. 11 марта 2008 г. / www.viperson.ru
 
[8] Ведомости, № 140, 8 августа 2003 г.
 
[9] Официальные данные Центрального банка Российской Федерации.
 
  • Эксклюзив
  • Аналитика
  • Невоенные аспекты
  • Россия
  • США
  • Европа
  • Азия
  • Китай