Малазийский «Боинг» был сбит в украинском воздушном пространстве украинским «Буком». Часть 2

Версия для печати

Россия не направляла никаких «Буков» на Украину: Группа «MH-17Real Facts»

 

Введение

В начале 2016 года в зарубежных СМИ прошла информация, об интервью основателя исследовательского блогерского сообщества Bellingcat Эллиота Хиггинса, в котором тот в очередной раз голословно обвинил Российскую Федерацию в крушении малазийского Боинга-777.

Интервью не вызвало сколько ни будь значимого резонанса и его можно было бы проигнорировать, если бы не одно обстоятельство. Э.Хиггинс взял на себя ответственность совершенно бездоказательно, обвинять невиновных людей в преступлениях, которые они не совершали «Диванный исследователь» весьма самонадеянно заявил представителям прессы о передаче в прокуратуру Нидерландов некоего доклада, в котором содержатся имена и фотографии военнослужащих 53 российской зенитно-ракетной бригады, которые якобы причастны к катастрофе MH17.[1]

Несмотря на достаточно сдержанную реакцию представителей нидерландской прокуратуры, сам факт передачи доклада представлялся Э.Хиггинсом как признание «значительных заслуг» Bellingcat в расследовании обстоятельств трагедии «Боинга». При этом даже приблизительное изучение «доказательств», предъявляемых Bellingcat в качестве неопровержимых, позволяет делать вывод об их несостоятельности.

Складывается устойчивое впечатление, что «расследования» Bellingcat, не смотря на заявления лидера группы об их независимом характере, координируются и направляются некими антироссийскими силами, не заинтересованными в объективности расследования крушения малазийского «Боинга» и установлении истинных виновников трагедии. Их основная цель сформировать общественное мнение о причастности к катастрофе России и оказать тем самым давление на ход следствия.

В этом отчете мы на основе материалов, представленных Bellingcat, докажем, что утверждение о причастности российской самоходной огневой установки (СОУ) к гибели «Боинга» 17 июля 2014 года является ложным и постараемся дать ответ на вопрос о том, кто же действительно виновен в крушении малазийского самолета в небе над Украиной.

 

Такая ли уж тайна у потерянной цифры?

В ноябре 2014 года Bellingcat опубликовала отчет «Бук 3х2: тайна потерянной цифры», в котором якобы установила, что самоходная огневая установка (СОУ) «Бук», сбившая самолет рейса МН17 Малайзийских авиалиний, принадлежит российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, базирующейся в Курской области. Они не смогли установить нечитаемую вторую цифру бортового номера и поэтому назвали его «Бук 3х2».

Как и в большинстве других случаев оригинальностью этот отчет Bellingcat не отличается. «Диванные исследователи» бескомпромиссно «вытянули за уши» свою версию о том, что в трагедии с «Боингом» виновата Россия. Постоянно ссылаясь сама на себя Bellingcat сначала голословно заявляет, что Боинг был сбит «Буком №3х2» (332), а затем, опираясь на это, как на «доказанный факт» обвинила всех офицеров 53-й бригады в гибели пассажиров рейса МН17. При этом ими изначально была допущена  грубая ошибка в цепи логических построений, игнорировались очевидные факты, а неочевидные выдавались в качестве надежных доказательств.

К таким «надежным доказательствам» Bellingcat отнесено, например изложенное на 14 странице утверждение, о том, что форма масляных пятен под эжекторами (выпускными коллекторами) машины «наверняка повторяется». Здесь речь идет о пятнах, которые образуются из-за выброса небольшого количества моторного масла. Это происходит практически со всеми машинами после длительного перерыва в их эксплуатации до выхода двигателя на нормальный рабочий режим работы. По версии Bellingcat форма этих пятен – явление неизменное и может служить в качестве доказательства при идентификации машины. Другими словами – каждый раз при запуске двигателя форма пятна будет повторяться. И на это не влияет ни количество масла, находящееся в системе, ни его температура, ни множество других факторов. Подобное «весомое» утверждение не выдерживает ни какой критики. Любой автолюбитель может сказать, что это не так.

Однако не будем останавливаться на подробном разборе всего множества подобных «неточностей», которыми изобилует данный отчет и перейдем сразу к делу.

 

Фотографии, которые использовались Bellingcat в отчете «Тайна потерянной цифры» для «доказательства» причастности 53-й бригады к крушению «Боинга-777» 

 

На этот раз, специалисты Bellingcat, сравнивают фотографии СОУ, сделанные в июне 2014 года на территории Белгородской области во время совершения марша 53-й зенитно-ракетной бригадой, и установки «Бук», снятой таблоидом «Пари Матч» в районе Донецка. При этом на основании «неоспоримых» улик, Bellingcat делает вывод о том, что именно эта СОУ 17 июля 2014 года произвела пуск ракеты, ставшей причиной трагедии с «Боингом».

Их не останавливает такая мелочь, что подтвержденных фактов (или даже упоминаний о них), доказывающих пересечение колонной «Буков» или одиночной боевой машины российско-украинской границы – нет. В соцсетях никто из пользователей Интернета не упоминает номер СОУ «3х2», или каких либо еще отличительных черт, которые позволили бы установить нахождение этой боевой машины на территории Украины. А знаменитое фото, которое ВСУ-СБУ предъявляли как «вывоз» российского «Бука» из Донбасса в Россию на трале ночью сделано у Ясиноватовского поста ДАИ в Донецке 19 марта[3].

Фотография, на которой, якобы зафиксирован момент вывоза «российского Бука», стрелявшего по «Боингу» в Россию

 

Пинкертонами из Bellingcat был проведен подробнейший анализ отличительных особенностей катков СОУ, изображенных на фотографиях машин, вмятин на бортах, расположения кабелей, пятен краски на боковых щитках гусениц, шрифтов и размеров цифр бортовых номеров и, уже упоминавшихся ранее, масляных пятен «над выхлопными отверстиями».

Сравнивая изображение вмятин и царапин на фотографиях, выискивая иные зацепки, специалисты Bellingcat не обратили внимания на одну не большую, но важную деталь, полностью доказывающую, что российская СОУ «Бук» из 53-й зенитно-ракетной бригады № 3х2 и «Бук» на трейлере в Украине – это две разные машины!

Здесь следует оговориться, что ЗРК серии «Бук» имеет несколько модификаций: 9К37 «Бук», 9К37М1 «Бук-М1», 9К37М1-2 «Бук-М1-2», в которых СОУ внешне очень похожи друг на друга. Но, вместе с тем, у них есть внешние конструктивные отличия, на которые не специалист сразу может не обратить внимания. К таким отличиям относится наличие на левом борту машины откидной площадки, предназначенной для удобства доступа расчета на корпус СОУ в ходе ее эксплуатации.

Фотография СОУ 9А310 ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки

 

Такими площадками оборудованы машины, выпускавшиеся после 1984 года. Этого теоретики Bellingcat, так тщательно готовившие свою фальсификацию, очевидно не знали.

На представленной выше фотографии изображена СОУ 9А310 (не 9А310М1, а именно 9А310!) ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки на корпусе шасси (ранние выпуски изделий комплекса (ЗРК модификации «Бук»), выпуска до 1984 года.

Теперь рассмотрим пример 9А310М1-2 у которой предусмотрено наличие откидной площадки на корпусе гусеничного шасси (ЗРК «Бук-М1»). Как видно на фотографии площадка заметно выделяется на корпусе машины.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310М1-2 с откидной площадкой

 

Так вот, в отчете Bellingcat на фотографии, сделанной в районе Алексеевки Белгородской области на задней части левого борта машины отчетливо просматривается откидная площадка, о которой упоминалось выше. Конечно, в обычном состоянии она должна быть сложена, но в этот раз экипаж машины допустил небольшую оплошность и не закрепил ее.

 

Фотография СОУ «Бук» 53 бригады, снятая в Белгородской области, размещенная Bellingcat на стр. 8 отчета

 

При этом на снимках, сделанных в Украине, которые, по версии Bellingcat, якобы зафиксировали тот же самый «Бук», что и в Белгородской области, откидной площадки нет ни в сложенном, ни в разложенном положении.

Это означает только одно – на фотографиях представлены СОУ «Бук» разных модификаций, а значит, как не печально для Bellingcat, речь о том, что это одна и та же машина идти не может.

То есть «Бук 3х2» границу с Украиной не пересекал.

Таким образом, представляется очевидным, что, выдвигаемые Bellingcat обвинения о причастности СОУ «Бук» № 3х2 (или, якобы, 332) российской 53-й бригады к трагедии с малазийским «Боингом» голословны.

Что же касается «досадного недоразумения», связанного с переданными в прокуратуру Нидерландов списками российских военнослужащих, оклеветанных Bellingcat, надеемся, что наступит время, и фальсификаторы понесут заслуженное наказание.

 

Сравнительные снимки СОУ «Бук», сделанные в Белгородской области (справа) и на Украине: скриншот с видеорегистратора (слева)

 

Фотография СОУ «Бук» из журнала «Paris Match» (площадка отсутствует)

 

В зоне «АТО» не было украинских «Буков»?

После трагедии с «Боингом-777» 17 июля 2014 года руководство Украины принялось активно убеждать мировое сообщество в том, что в районе гибели малазийского самолета украинских средств ПВО не было. Объяснялось это тем, что из-за отсутствия у ополченцев авиации в средствах ПВО не было необходимости.

Эту украинскую правду сообщил экс-заместитель командующего ВПО Владимир Дьяков в эфире телеканала «112 Украина»[4]. То же самое со ссылкой на источник в украинском генеральном штабе заявили Юрий Бутусов, владелец сайта «Цензор.нет»[5], руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук[6] и многие другие украинские СМИ и официальные лица. Всех цитировать нет смысла.

Лукавость этих заявлений очевидна. Дело в том, что украинским генеральным штабом при оперативном построении группировки сил АТО, помимо прочих элементов, была создана и группировка авиации и ПВО. Это аксиома, принятая во всех армиях мира. Те, кто утверждает обратное – стремится скрыть правду.

Накануне катастрофы украинские военные докладывали, что вся местность, включая воздушное пространство, в районе конфликта находится под контролем ВСУ.

 

 

Бук-М1 выдвигается на новую позицию (из выпуска новостей канала украинского телевидения «Телеканал «24»)

На скриншоте кадра украинского канала «24» (передача от 14.07.2014), видно, как самоходную огневую установку 9А310М1 «Бук-M1» перевозит тягач. Правда журналисты ошиблись, спутав установку ПВО с ракетным артиллерийским комплексом и пишут «ночью артиллерия разгромила большую колонну бронетехники…».

 

Украинский Бук-М1 (номер «321») в составе колонны дивизиона «Бук»

 

Ранее эта установка с номером «321» была замечена в составе колонны в районе Краматорска[7].

На следующих фотографиях представлены фрагменты телевизионной программы «Час Ч» № 129 (вечерний выпуск). Дата передачи – 16 июля 2014 года.

16.07.2014. ПВО Украины контролирует воздушное пространство

 

На фото видны самоходная огневая установка ЗРК «Бук» и радиолокационная станция 19Ж6 (35Д6). Эта РЛС в украинской армии используется как дополнительное средство контроля воздушного пространства и целеуказания для огневых подразделений ПВО, вооруженных ЗРК «Бук».

 

16.07.2014. Позиция дивизиона «Бук-М1»

 

На фото на дальнем плане видны самоходная огневая установка ЗРК «Бук» и радиолокационная станция 9С18М1 «Купол» в боевом положении. Эта РЛС является штатной станцией обнаружения и целеуказания дивизиона «Бук».

Примечательно, что в ходе брифинга А.Картаполова 21 июля 2014 года была озвучена информация о том, что российскими средствами разведки отмечалась работа РЛС «Купол» в день крушения «Боинга».

 

 

16.07.2014. Интервью офицеров ПВО украинским СМИ

 

На фото зафиксировано интервью, которое украинским СМИ дают офицеры ПВО, обеспечивающих контроль воздушного пространства над зоной конфликта.

Кроме того за один день до трагедии с «Боингом» в новостях «Военного телевидения Украины» был показан сюжет о посещении 5 июля В.Гелетеем зоны АТО, где в кадр попали украинские «Буки».[8]  

 

Кадр из видеоролика «Міністр оборони України генерал-полковник Валерій Гелетей в зоні АТО (05.07.14)"», показанный "Военным телевидением Украины»

 

На следующих фотографиях, размещенных в соцсетях украинскими военнослужащими, представлены элементы зенитного ракетного дивизиона «Бук» украинской армии. Дата фотографий – 15 июля 2014 г.

 

 

Командный пункт дивизиона Бук-М1. Зона конфликта 15.07.2014

 

Ниже представлена фотография личного состава боевого расчета командного пункта дивизиона «Бук» в зоне АТО, снятая в этот же день. 

 

 

Позиция ЗРК Бук-М1. Зона конфликта. 15.07.2014 г.

 

На переднем плане 23-мм зенитная артиллерийская установка.  На заднем – самоходная огневая установка ЗРК «Бук» с ракетами. Рядом на грунте в серых транспортных контейнерах лежит второй боевой комплект – дополнительный запас ракет дивизиона «Бук».

 

Дата публикации фотографий – июль 2014 года

 

Таким образом, как видно из материалов, которые нам удалось найти, несмотря на заявления украинских политиков, украинская армия в июле 2014 года на Донбассе имела значительные силы ПВО, в том числе комплексы «Бук».

 

«Боинг» рейса МН 17 был сбит из района Зарощенского?

Продолжая искать ответ на вопрос, кто же действительно виновен в крушении малазийского самолета в небе над Украиной, наша группа не могла оставить без внимания отчет Bellingcat «Был ли МН17 сбит из района села Зарощенское?».

В этом отчете «диванные исследователи», по обыкновению используя спорные источники информации, утверждают, что район к югу от Зарощенского, откуда по расчетам российских специалистов был произведен пуск ракеты ЗРК «Бук», 17 июля 2014 года не находился под контролем Украины и там не было украинских «Буков».

Для доказательства своей позиции специалисты Bellingcat используют сравнительный анализ обстановки боевых действий, представленной на официальных картах СНБО Украины, сайтах LiveUAmap и kot-ivanov. При этом они не отрицают, что используемые ими источники далеко не всегда отражают истинную картину происходивших событий. Так на 25 странице авторы отчета признают, что «официальные украинские карты не показывают ситуацию во всей полноте. Полевой лагерь в районе Амвросиевки, якобы находящийся под российским контролем, можно однозначно определить как украинскую позицию. Кроме того, на украинских картах зачастую отмечаются столкновения в глубине контролируемой Россией территории. LiveUAmap имеет схожий недостаток. У карт из блога «kot-ivanov» нет таких недостатков, но автор карт заявляет, что они могут не отражать фактическую ситуацию в районе между Шахтерском и Амвросиевкой».

Не смотря на это специалисты Bellingcat по традиции методично «проталкивают» выдвинутую версию, вольно трактуя «добытые» сведения.

Вместе с тем оценка событий, происходивших на Донбассе в рассматриваемый период, позволяет серьезно сомневаться в возможностях, используемых Bellingcat источников получать достоверную информацию. Напомним, что в 15-16 июля 2014 года тактическая группировка «Кордон» ВС Украины, которая вела наступление на Изварино с целью отрезать территорию Донецкой и Луганской республик от границы России, была окружена ополченцами. В результате стратегической ошибки генштаба Украины в «Изваринском котле» оказались 24-я, 72-я, 79-я бригады и несколько отдельных батальонов.[9]

По признаниям украинских военных экспертов в рассматриваемый период генеральный штаб Украины не осуществлял управление войсками. Этот период характеризовался всеобщим хаосом, отсутствием информации о местах расположения подразделений и ходе боевых действий. Среди военнослужащих ВСУ царила паника. Поэтому говорить о достоверности сводок об оперативной обстановке, наносимой на карты в период с 15 по 18 июля 2014 года, используемых в исследованиях Bellingcat, не приходится. Так, например, в сводках за 16—18 июля однозначно указывается, что в Амвросиевке находится штаб, а подразделения ВСУ в окрестностях подвергаются обстрелам. Силы ополчения в это время удерживают дорогу, связывающую Донецк с Российской Федерацией, и Саур Могилу, одновременно атакуя ВСУ в районе Мариновки с целью завершить окружение. Точных данных о дислокации сторон, естественно, не было, поэтому рассматривать подобные карты как достоверный источник положения линии разграничения сторон нельзя. Все это ставит под сомнение заключения, сделанные Bellingcat.

Проведя свое исследование, наша группа пришла к выводу, противоположному тому, к которому пришла Bellingcat. Мы считаем, что 17 июля 2014 года именно из района Зарощенского украинским ЗРК «Бук», был произведен пуск ракеты, ставший причиной крушения «Боинга-777» рейса МН17.

Проведенный нами анализ материалов, размещенных в открытых источниках сети «Интернет» показывает, что уже
с 14 апреля 2014 года руководство украинской армии активно проводило работу по развертыванию группировки ПВО ВС Украины.

К июлю на Донбассе были сосредоточены существенные силы ПВО, в том числе и подразделения ЗРК «Бук-М1».

Так, на территории Донбасса находился 156 ЗРП ПВО Украины
(в/ч А1402), вооруженный ЗРК Бук – воинское формирование в составе воздушного командования «Центр» зенитно-ракетных войск воздушных сил ВСУ.

В настоящее время штаб полка находится в городе Золотоноша. Но в 2014 году он располагался рядом с Донецким аэропортом, между посёлками Опытное и Спартак (это район пригорода Донецка – Авдеевка). В своем составе полк имел
3 дивизиона:

1-й ЗРДН в Авдеевке (в/ч А1428). Там же находился и штаб полка (в/ч А1402);

2-й ЗРДН в Мариуполе (в/ч А1659);

3-й ЗРДН в Луганске (в/ч А-1973).

6 марта 2014 часть средств и техники полка было передислоцировано из Авдеевки и Мариуполя в район Мелитополя, для прикрытия границы между Украиной и Крымом[10]. А после обострения ситуации и в Луганске, в конце февраля - начале марта, 3 дивизион был перекинут в Донецк. Часть средств оставлено для усиления Донецка, а часть направлено в район населенного пункта Зарощенское...

В связи с началом боёв в районе аэропорта, за Опытное и Пески штаб 156 полка и 1-й ЗРДН  из Донецка были эвакуированы в Золотоношу[11]. На месте дислокации в Донецке оставались битые «Буки». Информацию о передислокации 3 дивизиона 156 полка из зоны агрессивных действий ВСУ найти не удалось.

В этой связи представляет интерес информация, об обнаружении ополченцами ДНР рабочей карты командира 1 батальона 95-й аэромобильной бригады ВСУ, датированной началом июля 2014 года[12].

Поврежденная пуско-заряжающая установка для «Бука» 3 дивизиона. Судьба машины неизвестна

 

 

Фрагмент рабочей карты командира 1 батальона 95-й аэромобильной бригады ВСУ с позициями ЗРК в районе Зарощенского

 

 

На карте отображены позиции ЗРК «Бук», в районе Зарощенского. Именно из этого района, по версии корпорации «Алмаз Антей» был произведен пуск ракеты, сбившей «Боинг». Номер воинской части, к которой принадлежит боевая машина, на карте не отмечен, однако с высокой степенью вероятности можно утверждать, что это техника 3 дивизиона 156 ЗРП ВСУ.

Несмотря на то, что представитель ДНР Э.Басурин заявил о готовности республики передать этот документ для проведения экспертизы и установления его подлинности, данная информация Совместной следственной группой, ведущей расследование крушения «Боинга», была проигнорирована.

Чтобы прояснить вопрос о принадлежности села Зарощенское, мы провели дополнительный анализ. На сайте voicesevas.ru за
16 июля приводится следующая сводка: «У Амвросиевки (ДНР) в районе села Великая Шишовка в это же время Градами накрыли колонну укров». Великая Шишовка расположена практически на одной широте с Зарощенским, и на 4 км западнее, то есть находится в предполье Шахтерска. Это подтверждает первоначальный тезис, что ополчение занимало оборону, практически исключительно вдоль трассы Донецк—Шахтерск—Снежное.

Характеризуя обстановку в рассматриваемый период, автор тематических карт обстановки на востоке Украины Дмитрий Парамонов, в комментариях «Новой газете» отметил, что «…оборона имела очаговый, не сплошной характер, поэтому колонны ВСУ достаточно свободно перемещались в окрестностях населенных пунктов и могли относительно легко по полям пересечь всю территорию, контролируемую повстанцами с севера на юг, что и было проделано ими при попытке штурма Шахтерска 27 июля 2014 года» [13].

Поскольку Зарощенское находилось на территории, контролируемой ВСУ, расположение систем ПВО в районе данного населенного пункта, представляется вероятным, поскольку обеспечивает прикрытие авиации ВСУ, активно действовавшей в районе Зугрес – Шахтерск – Снежное в период с 10 по 17 июля 2014 года.

Таким образом, подтверждена информация, что 17 июля 2014 года из района села Зарощенское украинским ЗРК «Бук», был произведен пуск ракеты, ставший причиной варварского уничтожения «Боинга-777» рейса МН17. Об этом говорят специфические поражающие элементы ракеты-перехватчика с этой установки, которой уже давно нет в Вооруженных Силах России.

Это факта не могут скрыть ни Киев, ни следователи из Нидерландов, ни разного рода «расследования»...

Обнародование реальных фактов уничтожения этого пассажирского авиалайнера поставило бы крест на готовности Запада поддерживать преступный киевский режим, заблокировало бы его интеграцию в различные международные структуры.



 

10.12.2017
  • Аналитика
  • Военно-политическая
  • Войска воздушно-космической обороны
  • Россия
  • СНГ